17.10.2024 16:59
Новости.
Просмотров всего: 13098; сегодня: 5.

Почти вековую историю метровагона воссоздали московские реставраторы

Почти вековую историю метровагона воссоздали московские реставраторы

Реставраторы завершили работу по восстановлению внутреннего убранства уникального метровагона типа В с восемью дверями. Его выпустили в 1927 году, а всего было произведено около 120 таких экземпляров подвижного состава. Сегодня подобных вагонов больше нет.

«Музей транспорта Москвы продолжает масштабную программу реставрации исторической техники. Его специалисты завершили работу по восстановлению интерьера единственного в мире сохранившегося метровагона типа В восьмидверной модификации. Увидеть экспонат можно будет в постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы, которая откроется в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице (дом 27)», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.

Вагон стал первым экспонатом, который разместили на минус первом уровне бывшего гаража грузовых автомобилей архитектора Константина Мельникова на этапе реставрации здания.

«Пожалуй, это один из самых интересных экспонатов нашей коллекции. Выпущенный в 1927 году заводом “Буш”, этот метровагон трудился на линии С Берлинского метрополитена. 2 мая 1945-го в числе прочих вагонов он оказался затопленным в тоннеле. А по окончании войны поступил на работу в московское метро», — дополнила рассказ Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.

В 1968 году раритет отправили «на пенсию» — на запасные пути в депо, где использовали в качестве хозяйственного помещения. Двери заколотили, окна заварили металлическими листами, внутри соорудили перегородки. 

Перед началом реставрации сотрудники научно-исследовательской службы музея изучили часть архивов Берлинского метрополитена, печатные источники того времени, а также интернет-ресурсы учреждения «Берлинские транспортные предприятия» (Berliner Verkehrsbetriebe) и Немецкого технического музея (Deutsches Technikmuseum). По словам Оксаны Бондаренко, работали реставраторы бережно, максимально используя находки научных сотрудников музея и помощь экспертов Московского метрополитена. Так удалось сохранить аутентичность вагона.

Мастера исследовали архивные фотографии и документы, для отделки использовали материалы, близкие к историческим. К примеру, осветительные приборы внутри вагона воссоздали по единственному уцелевшему оригинальному плафону. Недостающие ручки и светильники по оставшимся образцам отлили из бронзы и хромировали по технологии 1927 года. Для сидений тщательно подбирали плотность, толщину и даже оттенок кожи.

Воссоздали пол, восстановили деревянные элементы, реконструировали крышу и внешнюю обшивку вагона. По единственному сохранившемуся в Санкт-Петербурге образцу и немногочисленным чертежам изготовили подвагонные тележки. 

Тонкой и кропотливой работы потребовало восстановление панелей, найденных под более поздними слоями обшивки. Там же обнаружили множество артефактов, например таблички и схему берлинского метро.

«Значительная часть аутентичного интерьера вагона В была выполнена из ценных пород дерева — березы, дуба и вяза. Восстановление такого рода деталей сродни реставрации картин: убирая слой за слоем, ты приближаешься к замыслу художника. Никелированные ручки дверей, форточек, бронзовые светильники — все это пришлось создавать заново. И это предметы невероятной красоты, точь-в-точь повторяющие оригинальные», — рассказал руководитель управления учета и хранения Музея транспорта Москвы Вячеслав Курицын.

Впереди у реставраторов еще много работы: нужно восстановить перегородку и кабину машиниста, изготовить стекла для фонаря на крыше.

Сейчас уникальный вагон размещен в историческом здании гаража, где станет частью постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы. Выставка на подземном уровне целиком посвящена истории Московского метрополитена. До открытия площадки вагон В будет находиться под защитным кофром.

Фото: пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Мельников Константин Степанович, русский и советский архитектор, художник и педагог, один из лидеров авангардного направления в советской архитектуре.

Почти вековую историю метровагона воссоздали московские реставраторы

Почти вековую историю метровагона воссоздали московские реставраторы

Почти вековую историю метровагона воссоздали московские реставраторы

Почти вековую историю метровагона воссоздали московские реставраторы

Почти вековую историю метровагона воссоздали московские реставраторы

Почти вековую историю метровагона воссоздали московские реставраторы

Почти вековую историю метровагона воссоздали московские реставраторы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12138 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/145416073/
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...