14.03.2024 14:21
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 8741; сегодня: 1.

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Витражи, смальтовые панно, мраморные барельефы, колонны с резными капителями, лепнина на потолке и окаменелости древних обитателей морей в полу — все это можно увидеть на станциях Кольцевой линии. Почему они выделяются на фоне других исторических станций и как строили первое кольцо московского метро?

Торжественная и величественная Кольцевая линия соединяет большинство веток столичного метро и семь железнодорожных вокзалов города. 14 марта исполняется 70 лет с момента ее полного открытия. В этот день в 1954 году запустили третий, последний участок от «Белорусской» до «Парка культуры».

Экскурсовод Музея транспорта Москвы Ирина Чижевская рассказала, чем уникальна Кольцевая линия, что символизирует каждая ее станция, почему кольцо так богато декорировали и какие шедевры искусства часто остаются во время поездок незамеченными.

Как менялись очертания кольца и откуда взялся коричневый цвет

Идея создать Кольцевую линию появилась еще в 1920-х годах, но в первоначальные планы по строительству метро она не попала. В 1930-х линии проектировали по загруженным маршрутам трамваев. Кроме того, в те годы по Садовому кольцу курсировал троллейбус Б, который неплохо справлялся с потоком пассажиров. И все же метростроители продолжали делать зарисовки круговой ветки: она то дублировала Садовое, то отклонялась на юго-восток, чтобы охватить промышленные районы города.

«Кольцевая линия всегда присутствовала в перспективных проектах метро, ведь единственным пересадочным узлом долгое время оставался узел “Площадь Революции” — “Охотный Ряд” — “Площадь Свердлова” (ныне — “Театральная”). Итоговый проект объединил существующие на тот момент и будущие участки метрополитена, а также семь из девяти вокзалов города. Работы начались к концу Великой Отечественной войны. Население города постепенно увеличивалось, метро требовались новые пересадочные узлы, соединяющие вокзалы, жилые и промышленные районы», — отметила Ирина Чижевская.

Популярна история, согласно которой Кольцевую линию внесли в план строительства после того, как Иосиф Сталин поставил на чертежи кружку с кофе и на бумаге остался круглый коричневый отпечаток. Но это только легенда. Она возникла, когда линии раскрасили.

«Изначально за ними не закреплялись цвета: например, Сокольническую рисовали то красной, то черной. Но в 1957 году в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов — грандиозное событие, на которое съезжались люди из разных стран. Чтобы иностранцы могли легко ориентироваться в метрополитене, ветки обозначили цветами. Выбрали три самых простых для печати: красный, зеленый, синий. А если их смешать, получится коричневый. Отсюда и цвет Кольцевой», — рассказала Ирина Чижевская.

Храм триумфа советского народа

Кольцевую линию метро построили за 10 лет — по меркам той эпохи в рекордные сроки. Первый участок от «Парка культуры» до «Курской» открылся 1 января 1950 года, он проходит под Садовым кольцом. 30 января 1952-го заработал второй — от «Курской» до «Белорусской». Замкнулось кольцо 14 марта 1954-го, когда поезда пустили от «Белорусской» до «Парка культуры». Линия стала апофеозом сталинского ампира. Ирина Чижевская объяснила, почему ее так богато декорировали.

«Московское метро изначально проектировали как подземные дворцы для людей. Молодая Страна Советов хотела доказать, что, несмотря на все трудности, живет и развивается. Но если в дизайне станций первых очередей еще чувствуется влияние конструктивизма, то Кольцевую строили уже с размахом — величественной и торжественной. Ведь дело было в послевоенный период. А что такое послевоенный период? Это триумф советского народа. Кольцевая линия стала отражением Великой Победы, ее храмом», — поделилась Ирина Чижевская.

Конструкция станций напоминает храмовую: «нефы» (вытянутые помещения, ограниченные с одной или двух сторон колоннами) ведут к «алтарям», роли которых играют скульптуры и монументальная живопись. Оформление интерьеров посвящено триумфу Победы, радостям мирной жизни в Стране Советов. «Парк культуры» — отдых, спорт и творчество советского народа. «Павелецкая» — волжские края, хлебные житницы России. «Курская» — Черноземье. «Комсомольская» — триумф Победы. «Проспект Мира» — развитие сельского хозяйства. «Краснопресненская» — победа революций 1905 и 1907 годов.

Витражи из разноцветных стекол и мозаики из ценных камней

Яркая, светлая, торжественная — все это о «Новослободской», которую считают одной из самых красивых станций кольца. Она украшена десятками витражей из разноцветного стекла, обрамленными сталью и золоченой латунью. Они размещены внутри пилонов и освещены изнутри. Кусочки стекол складываются в рисунки фантастических цветов, растений, звезд. Узоры вдохновлены вышивкой с одежд русских князей и царей. В верхней части витражей вставлены медальоны, на которых изображены сцены из мирной жизни: музыкант за фортепиано, художник за мольбертом, агроном в поле.

«На “Новослободской” создана форма храма: арки, позолота и длинный зал, ведущий к “алтарю” — смальтовому панно во всю стену с надписью “Мир во всем мире”. На нем мать держит на руках ребенка. Это образ Родины-матери», — добавила Ирина Чижевская.

Звание самой величественной станции получила «Комсомольская». Просторный зал с высокими мраморными колоннами, увенчанными резными капителями, массивные люстры, лепнина на потолке — все это производит впечатление на пассажиров. «Комсомольская» и должна была отражать великолепие Москвы, стать своего рода вратами в город.

«Именно эту станцию первой видели гости столицы, прибывшие на три вокзала. Ее радиальная сестра, кстати, тоже самая большая и светлая в своей очереди. Мозаики “Комсомольской” выполнены из смальты и ценных камней. Они воспевают полководцев и воинов: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, солдат Красной армии», — рассказала Ирина Чижевская.

Подземный зал станции «Курская» оформлен сдержанно, чего не скажешь о ее наземном вестибюле. Он напоминает античный храм воинской славы с торжественным круглым залом, украшенным скульптурами с лавровыми венками, с парадным куполом в торце и декоративными элементами в виде звезд и победных мечей.

Отсылки к древнерусской архитектуре и мрамор, которому 300 миллионов лет

«Добрынинскую» многие находят слишком невыразительной по сравнению с эффектными соседками. Но, если присмотреться, можно заметить, как красива станция, полагает Ирина Чижевская.

«Она отсылает нас к древнерусской архитектуре: конструкции и цветовые решения вдохновлены старинными храмами. Станция посвящена труду советского народа. В нишах пилонов спрятаны мраморные барельефы, на которых вылеплены мужчины и женщины в национальных костюмах. Они собирают урожай, кормят домашних животных, ловят рыбу. Мы не замечаем многих деталей в интерьерах, пока быстро переходим с одной станции на другую», — подчеркнула она. 

Некоторые детали и вовсе обнаружили недавно. Так, в мраморе, которым облицованы станции кольца, нашли окаменелости древних обитателей морей: на «Проспекте Мира» — раковины головоногого моллюска, в переходе с кольцевой «Павелецкой» на радиальную — морские лилии, наутилусы, губки, на пилонах «Краснопресненской» — гастроподы и аммониты.

«Мрамору, которым отделывали пилоны “Краснопресненской”, около 300 миллионов лет. Палеонтологам и просто любителям древностей Кольцевая линия может многое рассказать. Но окаменелости не были частью дизайна. Материалы для стройки везли со всего Союза, и камень был просто камнем», — отметила Ирина Чижевская.

Метро как музей истории страны

По станциям московского метро можно изучать историю страны. Кольцевая линия стала воплощением переосмысления ее прошлого и адаптирования его к новым социалистическим реалиям — тому пример «Комсомольская» с русскими полководцами и красноармейцами. Станции, которые строились позднее, отличаются от кольца, поскольку во второй половине века начинается борьба с архитектурными излишествами.

«Тогда остро стояла проблема с расселением людей, нужно было рационально расходовать средства. В итоге архитекторам и декораторам связали руки. Те же станции Филевской линии, открытые в конце 1950-х, очень аскетичны. Поэтому Кольцевая выделяется на фоне других исторических веток», — заключила Ирина Чижевская.

Фото: Максим Денисов, портал Мэра и Правительства Москвы; пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10851 публикация
Сайт: www.mos.ru/news/item/136344073/
Поделиться:

Интересно:

Мосгордума объявила о запуске патриотического проекта
18.04.2025 16:19 Мероприятия
Мосгордума объявила о запуске патриотического проекта
Масштабный патриотический проект «Города-герои – города героев», приуроченный к юбилейным датам присвоения званий «Городов-Героев», «Крепости-Героя» и 80-летию Великой Победы, реализуется Мосгордумой по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина. В ходе пресс-конференции в Пресс-центре ТАСС Председатель столичного парламента Алексей Шапошников представил участников проекта, рассказал о маршрутах автопробега по городам-героям на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, а также о запланированных гражданско-патриотических и мемориальных акциях. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «Проект «Города-герои – города героев» объединяет города, чьи улицы помнят подвиги, а земля хранит историю мужества и самоотверженности. Наша цель – напомнить о героях, сохранить правду о Великой Отечественной войне и передать эту...
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
17.04.2025 17:21 Аналитика
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
С первых дней войны таджикский народ проявил готовность защитить страну от опасности, нависшей над Родиной. Уже к 7 июля 1941-го в один только городской военкомат Сталинабада (ныне Душанбе) поступило 2503 таких заявления, из них 745 — от женщин. Всего с 1941 по 1945 годы из республики на фронты было призвано 289 тысяч человек. Еще 45 тысяч таджикистанцев были отправлены на трудовой фронт. В годы Великой Отечественной войны из 1,5 миллионов населения Таджикской ССР за победу над врагом отдала жизни 100 тысяч бойцов и командиров Красной армии, в том числе около 30 тысяч таджиков. В Таджикистане создавались крупные военные подразделения, которые в полной боевой готовности уходили прямо на фронт. К ноябрю в республике было сформировано несколько национальных бригад: стрелковые и кавалерийские. Из Таджикистана в октябре 1941 выехала на фронт прославленная в боях гражданской войны 20-я...
Герой ВОВ Сатым Нурметов из Узбекской ССР. Вспомним героя
17.04.2025 11:08 Персоны
Герой ВОВ Сатым Нурметов из Узбекской ССР. Вспомним героя
Как известно, бойцы из Средней Азии на фронтах Великой Отечественной войны воевало не мало, многие не вернулись, но почти все воевали достойно, а некоторые – геройски. Не будем делить на «наших» и «ваших» - все ветераны ВОВ – наши, и сегодня расскажем об одном из них – Нурметове Сатыме Нурметовиче. Родился Сатым 15 июня 1925 года в узбекском городе Хива, работал электромонтером, с февраля 1943 года, когда ему еще не было 18-ти лет ушел на фронт. Правда, в наградных документах год рождения указан как 1924, но это скорее всего уловка, чтобы попасть на фронт поскорее, так делали многие советские парни. Воевал на 3 Белорусском фронте, дослужился до командира отделения 51-го гвардейского отдельного саперного батальона 13-го гвардейского стрелкового корпуса 43-й армии. Отличился Сатым 7 апреля 1945 года в боях за город Кенигсберг (сейчас – Калининград), когда вместе с четырьмя саперами зашел...
Солдатский медальон красноармейца Тукена Мендышева передан родным
16.04.2025 17:16 Новости
Солдатский медальон красноармейца Тукена Мендышева передан родным
В Государственном военно-историческом музее Вооруженных сил Республики Казахстан в г. Астане прошла церемония передачи солдатского медальона родственникам Тукена Мендышева, солдата Великой Отечественной войны, считавшегося без вести пропавшим с декабря 1943 года. Медальон был найден 7 мая 2024 года в ходе поисковых работ в Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань» недалеко от урочища Макарьевская пустынь Тосненского района Ленинградской области. Нашла его Ольга Байбородова из Ижевска, член Удмуртской республиканской молодёжной общественной организации «Долг», при подъёме останков погибшего. Из личных вещей бойца также были найдены подсумок для патронов, ложка, спичечница, опасная бритва, пуговицы, красноармейская звёздочка, ключ от винтовки СВТ и пряжки. С помощью экспертизы, которую провели специалисты Всероссийского информационно-поискового центра в г. Казань, удалось установить...
Бренд Misha’Le представил свою новую коллекцию
16.04.2025 12:07 Мероприятия
Бренд Misha’Le представил свою новую коллекцию
13 апреля в рамках выставки «Москва нарядная» состоялся показ художников авторского костюма секции «Декоративное искусство Московского союза художников». 14 именитых модельеров представили свои новые коллекции. Бренд Misha’Le дизайнера-модельера Елены Мишаковой не стал исключением и представил свою новую коллекцию «Триколор». Она выполнена в стиле спорт-шик, что в очередной раз продемонстрировало индивидуальный и лаконичный стиль дизайнера. Уже не первый год мы знаем, что Елена предпочитает создавать креативные модели, используя монохромные оттенки. Зрители были приятно удивлены тем, как она сумела создать коллекцию в стиле спорт-шик и при этом не отступить от своего стиля. Для своей коллекции дизайнер выбрала трикотажное полотно, которое обладает эластичностью, позволяя носить эту одежду в любую погоду. А сочетание цветов российского флага символизирует не только красоту русской...