Коллекцию Музея транспорта Москвы после реставрации пополнил извозчичий городской экипаж с кузовом типа фаэтон. Такие дрожки возили пассажиров в России с середины XVIII века до 1940-х годов. Легкие экипажи с рессорами и поднимающимся верхом назывались пролетными, или просто пролетками.
«Музей транспорта Москвы продолжает готовить коллекцию к открытию постоянной экспозиции в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице. Специалисты реставрируют и восстанавливают будущие экспонаты и даже создают полноразмерные неходовые макеты важного в истории Москвы транспорта, который уже полностью утрачен. Здесь можно будет увидеть сохранившуюся всего в одном или нескольких экземплярах уникальную технику. Работы выполняются по поручению Сергей Собянина. Уверены, в будущем это будет один из самых посещаемых музеев столицы», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Сейчас увидеть пролетку можно на экскурсиях по фондам хранения коллекции Музея транспорта Москвы. В будущем она войдет в постоянную экспозицию музея в гараже Константина Мельникова.
О прошлом экипажа известно лишь то, что какое-то время его использовали на Ялтинской киностудии. Разобрав транспортное средство, реставраторы обнаружили клейма мастерских. Клеймо «Ферманъ Москва» на осях принадлежит московскому фабриканту, который в начале XX века занимался комплектующими к гужевому транспорту. Второе клеймо, «Александръ Сергеевич Барсковъ/Бароковъ въ Москве», найденное на рессорах, эксперты пока продолжают исследовать.
«При всей видимой простоте конструкции реставрация потребовала от команды музея большой исследовательской работы. Колесам вернули исторический облик: металлические спицы задних колес заменили на аутентичные деревянные и покрасили в красный цвет. Были восстановлены мягкие элементы пролетки: кожаный диван с особой стяжкой, сиденье извозчика и капюшон. Подъемный механизм капюшона, рама, оглобли — все детали были собраны в соответствии с первоначальным предназначением. Это не бутафория, а транспортное средство на ходу, которое даже сейчас способно перевозить пассажиров по московским дорогам», — отметила Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.
Первоначально многие извозчичьи экипажи были примитивными повозками: сверху помещалась доска, на которую приходилось садиться верхом или боком. Подобного рода дрожки иногда называли трясучками. Позднее их усовершенствовали, добавив рессоры и кузов. Но ни старые, ни более современные модели для езды на длинные расстояния не использовали. Это были преимущественно городские экипажи.
На рубеже XIX-XX веков на пролетках ездили лихачи — извозчики, перевозившие обеспеченных горожан. Их можно сравнить с сегодняшними водителями такси комфорт-класса. Проезд был недешевым — за поездку нужно было отдать не меньше трех рублей, тогда как экономверсия обходилась в 30–70 копеек. Пролетку лихача узнавали по красным спицам, ступицам и черным ободам.
Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы