Правительство продолжает работу над созданием инфраструктуры Северного морского пути – важнейшего транспортного коридора национального и мирового значения. Распоряжение, утверждающее план его развития до 2035 года, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Главные цели этой работы – обеспечить надёжную и безопасную перевозку грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также создать условия для реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне страны.
Всего в плане – более 150 мероприятий. В их числе – строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний», нефтеналивного терминала «Бухта Север», угольного терминала «Енисей». Кроме того, план предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения, создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Камчатском крае и Мурманской области, порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке.
Также планируется строительство транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на Сахалине, развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон.
Отдельный раздел плана посвящён созданию судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола проекта «Лидер», и развитию арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей.
Кроме этого, предусмотрены мероприятия по строительству аварийно-спасательного флота из 46 судов, оснащению арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС вертолётами. Также будет создана арктическая спутниковая группировка, которая обеспечит гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства и позволит оценивать изменения климата.
Общий объём финансирования мероприятий плана – почти 1,8 трлн рублей.
Северный морской путь – кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяжённость пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.
«Это надёжный морской маршрут, широко востребованный бизнесом и, конечно, людьми, которые живут в Арктике и на Дальнем Востоке», – подчеркнул Михаил Мишустин в ходе оперативного совещания с вице-премьерами 1 августа, когда обсуждалось решение о создании Главного управления Северного морского пути.
В свою очередь вице-премьер – полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев отметил, что с каждым годом длительность навигации по Северному морскому пути увеличивается.
«Мы можем большее время проводить суда без постоянной ледокольной проводки. Но востребованность Северного морского пути будет очень сильно зависеть от того, насколько он будет безопасным и комфортным. Для этого разработан план развития Северного морского пути», – подчеркнул Юрий Трутнев.
Разработка плана развития Северного морского пути – одно из поручений Президента по итогам совещания по вопросу развития Арктической зоны России, состоявшегося в апреле 2022 года.