10 октября — День рождения трамвайного производства Уралтрансмаша (входит в СоюзМаш России). 22 года назад был изготовлен первый опытный образец вагона. Он получил индекс 71-401.
Трамваи — сегодня основное направление гражданской продукции АО «Уралтрансмаш». Современные и комфортабельные, они ходят в десятках российских городов.
Эта идея берёт своё начало в 90-х годах, когда на волне конверсии решался вопрос, что может выпускать оборонное предприятие, прежде известное в основном самоходной артиллерией: проект должен был стать экономически выгодным, а изделия — востребованными. Оценивались все возможности и риски. Решение создавать трамваи стало поворотным для завода. Ожидалось, что подобная продукция позволит загрузить производственные мощности, и с рынком сбыта проблем не возникнет, ведь трамвайный парк большинства наших городов остро нуждался в обновлении.
Осваивать принципиально новое направление предстояло группе предприятий. В 1993 году был организован консорциум «Спектр» (совместное производство екатеринбургских трамваев). В его состав вошли: ЕМУП «ТТУ», КБ машиностроения им. академика Макеева (Миасс), Уралтрансмаш, ЗАО «АСК», НИИ электропривода из Новосибирска и Баранчинский электромеханический завод. Стояла задача — разработать трамвайный вагон с асинхронным тяговым электроприводом и компьютерными системами управления и диагностики. В октябре 1997 года первый опытный образец «Спектр-1» представили губернатору Свердловской области Э.Э. Росселю. Успешное начало положено!
Спустя два года появился следующий вагон 71-402, который прошёл полный цикл испытаний, в июне 2000 года был принят Межведомственной комиссией к серийному производству, а в августе на борт поднялись первые пассажиры. Его создателем стало уже ЦКБ «Трансмаш».
За 20 лет нашими специалистами разработано и внедрено в серийное производство более 10 моделей и модификаций вагонов с высокими техническими, эксплуатационными и дизайнерскими качествами: 71-403, 71-405, 71-407, 71-409, 71-412 и 71-415.
Начиная с частично низкопольной модели 71-407, все новинки отвечают требованиям государственной программы «Доступная среда», направленной на социальную интеграцию людей с ограниченными физическими возможностями.
В этом году на международной промышленной выставке «Иннопром-2019» представлена инновационная модель 71-418, отличающаяся усовершенствованными дизайном и уникальными техническими характеристиками.
С уверенностью можно сказать, что за эти годы трамвай стал брендом Уралтрансмаша, с которым знакомы миллионы жителей российских городов.
Останавливаться на достигнутом предприятие не планирует. На УТМ идет постоянная работа над совершенствованием трамваев. Инновационная модель низкопольного трамвая 71-415 проходит эксплуатационные испытания с пассажирами в Екатеринбурге. В ближайшее время на техиспытания отправится опытный образец еще одного нового трамвая.
Миасс Челябинской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.