На данный момент Россия занимает 166 место по энергоемкости ВВП среди 190 стран мира. Это означает, что производство одной единицы продукции в России требует в 2-3 раза больше энергии, чем в других государствах. А на все сегменты транспорта приходится 30% всего потребления энергетических ресурсов. При этом, при формировании тарифов на перевозки 18,2% от конечной цены – это расходы на энергоносители, то есть при незначительном изменении тарифов на энергоресурсы стоимость перевозки пассажиров или грузов может значительно вырасти, а при сокращении энергозатрат, наоборот, снизиться.
Среди всех сегментов транспорта 70% всего потребления энергии приходится именно на автомобильный. Для того, чтобы снизить расход топлива в автомобиле существуют сразу несколько технологий, которые приводят к значительному сокращению расходов. В-первую очередь можно использовать способы впрыска бензина вместе с различными технологиями сжигания топлива. Во-вторых, внедрение механизма управления клапанами, регулирующего подачу воздуха в двигатель, поможет сэкономить до 10% потребляемой энергии. Благодаря этому механизму снижение выбросов углекислого газа может достигнуть 25%. В-третьих, в последние годы наблюдается значительный интерес к гибридным транспортным средствам, которые используют и двигатель внутреннего сгорания, и электромотор. Таким образом, водитель уменьшает расход топлива, в перспективе экономия может составить 75%. Среди других таких методов сокращения потребления топлива – снижение веса ТС, использование энергосберегающих шин и улучшение аэродинамики.
Хотя железнодорожные перевозки требуют меньше затрат энергии, перевозчики также стремятся сократить расходы на топливо. Так, стоимость перевозок уменьшается в 5-6,5 раз при переходе с дизельного топлива на электрическую тягу. Также снизить расходы на 15-18% можно при помощи использования сетей переменного тока, который можно передавать на дальние расстояния. Пятую часть расходов можно сэкономить, перейдя на рельсовые автобусы.
Еще один способ снижения расходов на топливо - переход на энергосберегающие технологии. Так, к 2015 и 2020 годам Правительством РФ были утверждены целевые показатели по увеличению доли ВИЭ в общем уровне российского энергобаланса до 2,5% и 4,5% соответственно. Достижение этих показателей производится за счет использования возобновляемых источников энергии в различных сферах производства, в том числе и транспортной. Например, в этой сфере наблюдается замена топлива на энергию природных ресурсов (солнечную энергию). Стремительно развивается мировой рынок потребления солнечных панелей, потому что солнечная энергетика обладает наибольшим потенциалом долгосрочного роста по сравнению с другими видами производства электроэнергии из возобновляемых источников (ВИЭ). Солнечную энергию потенциально можно будет использовать на линейных сооружениях (железнодорожные пути общего пользования) устанавливая солнечные батареи вдоль железнодорожного пути и полосы отчуждения, на откосах насыпей и выемок, эксплуатационных ограждений.
Олег Шевцов, генеральный директор АО «Трансэнерком»: «Использование ВИЭ взамен обычного топлива потенциально должно помочь сократить затраты в сфере обслуживания транспорта, однако их применение может обойтись для компании недешево, это необходимо учитывать при внедрении новых технологий. На данном этапе использование возобновляемых источников энергии несет существенные затраты для владельцев бизнеса, но через 7-10 лет расходы потенциально могут стать окупаемыми».