Кировские активисты Общероссийского народного фронта посетили офисы крупных страховых компаний, провели опрос автомобилистов и мотоциклистов, а также проверили возможность оформить полисы ОСАГО через интернет. Подобные исследования общественники провели в 46 регионах страны в рамках проекта ОНФ «За права заемщиков».
Как показал мониторинг, кризис двухлетней давности, когда страховщики отказывались продавать полисы под всевозможными предлогами, преодолеть удалось. Однако в системе автострахования по-прежнему не все гладко. Активисты ОНФ опросили около 50 кировских водителей, мотоциклистов и таксистов, заключивших договоры ОСАГО в 2018 г. Почти 80% опрошенных при заключении договоров столкнулись с различными проблемами. 30% водителей были вынуждены пройти платный техосмотр у страховщика, 26% навязали дополнительное страхование жизни, здоровья или имущества. Сталкивались автовладельцы и с отсутствием бланков полисов, длинными очередями и техническими проблемами (например, база недоступна или система зависла).
В двух страховых компаниях отказались страховать мотоциклистов, еще в одной согласились только при условии покупки более дорогостоящей расширенной страховки. По всей видимости, так страховые компании стараются минимизировать риски, ведь мотоциклы относятся к транспортным средствам с повышенной аварийностью.
С 1 января 2017 г. страховые компании обязаны предоставлять возможность для онлайн-оформления договора ОСАГО на своих сайтах. Однако воспользоваться этой услугой кировчанам непросто. Активисты ОНФ проверили сайты семи самых крупных страховых компаний, работающих в регионе, и лишь на одном из них удалось заключить договор автострахования быстро и без проблем. На остальных сайтах эту, казалось бы, несложную процедуру пройти не удалось. Где-то зависала форма, где-то не было возможности найти свой адрес в базе данных или вбить его вручную, а также ввести код для подтверждения из-за нечитаемых символов. Были факты перенаправления на другие сайты, где нужно заново вводить данные.
«Обязательность электронных продаж полисов ОСАГО увеличила доступность этой услуги. Но к качеству ее предоставления остаются претензии из-за частых технических ошибок и неисправностей на сайтах страховщиков. С подобными проблемами автомобилисты сталкиваются не только в Кировской области, но в других регионах. По всей видимости, страховые компании не заинтересованы в бесперебойной работе сайтов, ведь при оформлении договора через интернет человеку сложнее навязать дополнительные услуги. Кроме того, он может запросить расчет стоимости на сайтах разных страховых компаний и выбрать наиболее выгодный для себя вариант. Таким образом, полностью обеспечить доступность ОСАГО с помощью этого инструмента пока не удается», – прокомментировал эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» в Кировской области Михаил Никитин.
Также автовладельцы выразили недовольство порядком применения коэффициента бонус-малус (КБМ) – скидки за безаварийную езду. Многим при заключении договора ОСАГО вообще не предоставили информацию о КБМ, некоторых автомобилистов не удовлетворил рассчитанный для них размер коэффициента.
Информация о нарушениях, выявленных активистами ОНФ в регионах страны, будет передана в надзорные органы и Банк России.