В последнее время кировские активисты Общероссийского народного фронта все чаще находят в отдаленных районах свалки старых автомобильных покрышек. К примеру, всего за один рейд по лесному массиву в Октябрьском районе Кирова обнаружены три такие свалки, вероятно, устроенные недобросовестными предпринимателями. Как считают эксперты ОНФ, их число будет только увеличиваться – до тех пор, пока в вопросе контроля за соблюдением требований по утилизации отходов I-IV класса опасности не будет наведен порядок.
Обнаруженные свалки располагаются в районе улицы Северо-Западный проезд. Объем выброшенных покрышек сопоставим с объемом кузовов нескольких грузовых машин. Совпадение или нет, но неподалеку от этого места располагается шиномонтажная мастерская.
Отработанные покрышки относятся к отходам IV класса опасности и подлежат обязательной утилизации. Будучи выброшенными, они разлагаются около 150 лет, нанося вред окружающей среде. При сжигании из тонны отработавших шин в атмосферу выделяется около 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов. В воздух попадают также бензопирен, диоксины, фураны, полиароматические углеводороды, полихлорированные бифенилы, мышьяк, хром, кадмий и иные вещества, имеющие высокие классы опасности (I и II). Поэтому за их несанкционированное захоронение, сброс и размещение для юридических и физических лиц предусмотрена ответственность.
Подобные отходы образуются не только в шиномонтажах и компаниях, торгующих автоколесами, но и накапливаются в любых организациях, на балансе которых есть автотранспорт – автоколоннах, станциях скорой помощи, школах. Утилизировать шины самостоятельно предприятия не могут, для этого необходима лицензия. А накапливать отходы на своей территории организация имеет право только 11 месяцев, дальше нужно либо передать отходы на утилизацию, либо вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Поэтому добросовестные компании заключают договоры на утилизацию покрышек со специализированными организациями. А недобросовестные – просто вывозят и оставляют их подальше от посторонних глаз либо сжигают. Последний метод утилизации популярен и у простых автолюбителей. При этом, по данным кировских экспертов ОНФ, даже те организации, у которых договоры имеются, зачастую не могут предоставить актов выполненных работ, то есть заключают их формально.
«С 1 января 2019 г. захоронение покрышек на полигонах будет запрещено. В их составе есть полезные компоненты, поэтому они должны будут направляться на переработку. В Германии, Японии и скандинавских странах уровень переработки покрышек приближается к 100%, в Евросоюзе – к 80%. Россия пока далека от этих цифр. При этом в Кировской области существуют организации, занимающиеся переработкой резины. Мы призываем юридических лиц не игнорировать свою обязанность по утилизации отходов этого типа. Тем более, что организация таких свалок грозит юрлицу штрафом до 250 тыс. руб. или приостановлением деятельности на срок до 90 суток», – отметил эксперт проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Сергеев.
Активисты ОНФ призывают контролирующие органы при проведении плановых проверок юридических лиц, в первую очередь шиномонтажных мастерских, обращать внимание не только на наличие договоров на утилизацию покрышек, но и на акты выполненных работ к этим договорам. Граждан же призывают к бдительности – свидетелям сброса покрышек в несанкционированных местах общественники советуют зафиксировать нарушение на фото или видео, а также записать номера автотранспорта нарушителей. Сообщить информацию об экологических нарушениях можно по телефону.