Плуги Kverneland серии PN/RN работают на российских полях уже более 20 лет. Опыт аграриев показывает, что разработанные специально для эксплуатации в российских условиях, они демонстрируют высокий ресурс и низкую стоимость содержания.
По данным статистики, на сегодняшний день классическая обработка почвы преобладает на территории России. Плуги остаются самым востребованным орудием для обработки почвы в регионах с достаточной влажностью (Краснодарский край, Центральное Черноземье, Северо-Западный федеральный округ, Приморье, часть Сибири и др.). Вместе с тем, условия их эксплуатации у нас в стране – засоренность полей, неравномерность распределения осадков, парк энергосредств – предъявляют к конструкции ряд требований.
Начиная с середины 1990 г., плуги Kverneland PN/RN (http://kverneland.ru/plows/kv_pn_rn.php) являются самим востребованными в линейке производителя на российском рынке. Опытом их эксплуатации поделились аграрии из разных регионов.
В ООО «Пчелка» (Белгородская область) два полунавесных восьмикорпусных оборотных плуга Kverneland RN 100 работают третий год, обрабатывая ежегодно около 1000 га после кукурузы под пропашные культуры на глубину около 30 см. Главный инженер Андрей Белозеров отмечает, что в течение этого времени запчасти практически не меняли, даже лемеха остались целые.
Секрет долговечности плугов Kverneland в буквальном смысле «спрятан» под слоем краски: прочность и легкость конструкции обеспечивает запатентованная технология производства и закалки стали, которая используется при изготовлении не только рамы, но и изнашивающихся частей, как отвалы, долотья и лемеха.
Подтверждают износостойкость и в ООО СХП «Победа», входящем в агрохолдинг «Энергомера» (Ставропольский край), где шесть восьмикорпусных плугов RN эксплуатируются два года на обработке после яровых зерновых под пропашные на весну по суглинку. «Расходники», типа срезных болтов, конечно, приходилось докупать, – рассказывает главный инженер холдинга Алексей Сурков. – Однако, в сравнении с аналогами срезные болты на плугах Kverneland RN с заявленным усилием на разрыв в 4,5 тонны выходили из строя гораздо реже, чем болты с усилием 5 тонн на плугах других производителей».
В «Победе» ввиду агроклиматических условий региона приходилось работать круглосуточно сразу после комбайна, пока еще сохранялась остаточная влага в почве. Шесть плугов Kverneland и три агрегата другого производителя справились с 12 тыс. га за 12 дней, то есть обрабатывали 1 000 га/сутки со средней скоростью 8-10км/ч. При этом, по расчетам Суркова, производительность восьмикорпусных плугов RN (в среднем 75 га за 19 часов работы) оказалась выше, чем у 12-корпусных моделей-конкурентов за счет лучшей маневренности и меньшего времени, потраченного на замену срезных болтов.
По подсчетам Андрея Белозерова, главного инженера ООО «Пчелка», производительность плугов составляет не менее 40 га в восьмичасовую смену. В хозяйстве их агрегатируют с трактором John Deere 8 серии.
В «Победе» же работали в связке с десятилетними тракторами Buhler 2375, не имеющими трехточечной навески. Сцепку производили при помощи универсальных тележек-навесок, разработанных инженерами Липецкого завода Kverneland Group специально для этих целей.
«У нас были сомнения, что в таком исполнении – тележка плюс плуг на одном опорном колесе – устойчивость машины будет хороша, – признается Алексей Сурков. – Однако в работе проблем не было: и когда оборачивается плуг в поле, и на перегонах устойчивость отличная. Разброс в полосах держит хорошо. Единственное, что мы сделали – раздвинули колеса на тележке, для придания ей еще большей устойчивости».
В хозяйстве также отметили преимущество цельной рамы сечением 200х200 мм в условиях интенсивной эксплуатации: нагрузки на кручение, переезды и прочее выдерживают без проблем, в то время как крепления на комбинированной раме часто выламываются.
Главный инженер «Энергомеры» обращает особое внимание на конструкцию регулировки положения плуга в борозде/вне борозды. «Это отличительное преимущество конструкции плугов Kverneland», – считает он. – Механизм этой регулировки у большинства других выглядит как рычаг, где присутствуют шарнирные соединения, требующие обслуживания. В местах таких соединений со временем при переменных нагрузках появляется люфт биения и набивается «эллипс», что ухудшает работу механизма. Тогда как в плугах Kverneland RN данный механизм переключения представляет собой цельный элемент – балку, по которой двигается платформа. Это, с одной стороны, удобнее для обслуживания, с другой – избавляет конструктив агрегата от деталей, потенциально быстрее изнашивающихся».
Таким образом, ряд конструкторских решений, в сочетании с технологией производства и закалки стали на плугах Kverneland позволяют сельхозпроизводителям эффективно решать вопрос традиционной обработки в самых разных условиях, обеспечивая высокую эксплуатационную готовность и экономию при обслуживании техники.