В марте 2010 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка морских грузоперевозок в России.
Среди всех сегментов рынка грузоперевозок (морским транспортом, авиатранспортом, внутренним водным транспортом, автотранспортом, железнодорожным транспортом), данный пострадал от кризиса в наименьшей степени. В 2009 году объём грузоперевозок морским транспортом увеличился по сравнению с уровнем 2008 года на 6,6% и составил 37,3 млн. т. Грузооборот морского транспорта увеличился на 16,1% и составил 97,5 млрд. т-км.
Основными грузами, перевозимыми на российских судах, являются: нефть и нефтепродукты наливом (20,4% от общего объёма перевозок грузов), каменный уголь и кокс (17,1%), металлы и металлолом (15%), лесные грузы (8,8%), химические и минеральные удобрения (7,9%).
По данным Ассоциации морских портов России (АСОП), в 2009 году российские морские порты обработали 496,4 млн. тонн грузов, что на 9,2% больше, чем в 2008 году.
В структуре суммарного грузооборота российских портов в 2009 году 77,5% приходилось на экспорт, 5,5% на импорт, 9,1% - транзит и 7,9% - каботаж.
Ставки на фрахт за вторую половину 2008 года упали почти в 10 раз. Об этом свидетельствует Индекс стоимости фрахта BDI (Baltic Dry Index), отражающий стоимость морских перевозок. 20 мая 2008 года BDI достиг рекордного уровня в 11793 пункта. Но к рубежу 2008-2009 гг. значение индекса опустилось ниже уровня 1000 пунктов. Фрахтовые ставки уменьшились настолько, что в ряде случаев оказываются ниже затрат по перевозке. В течение второго полугодия 2009 года цены на фрахт были подвержены серьёзным колебаниям, и к началу 2010 года индекс BDI снова понизился. В начале февраля 2010 года значение индекса составило 2715 пунктов.
В последние годы сильно обострилась проблема ухода российских морских судов под так называемый «удобный» флаг. Под флагом России практически не осталось высокопроизводительных специализированных судов (контейнеровозы, рефрижераторы и паромы), газовозов, судов для перевозок жидких химических грузов, а также современных, соответствующих мировым стандартам крупнотоннажных танкеров для экспорта сырой нефти, крупнотоннажных балкеров для перевозок зерна, угля, руды и минеральных удобрений.
Ведущими российскими компаниями на рынке морских грузоперевозок являются «Национальная Контейнерная Компания», ФГУП «Росморпорт», ОАО «Современный коммерческий флот» («Совкомфлот»), ОАО «Новороссийское морское пароходство» («Новошип»), Приморское морское пароходство (ПМП), «Дальневосточное морское пароходство» (базовая компания Транспортной группы FESCO), Мурманское морское пароходство (ММП), Северное морское пароходство (СМП).
Среди крупнейших российских портов – Новороссийск, Мурманск, Туапсе, Восточный, Санкт-Петербург, Находка, Владивосток, Ванино, Выборгский, Кавказ, Темрюк, Архангельск.