В марте 2010 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка грузоперевозок внутренним водным транспортом.
В начале 2009 года протяжённость внутренних водных судоходных путей составляла 101,6 тыс. км, протяжённость внутренних судоходных путей со знаками судоходности составляла 62,6 тыс. км; густота перевозок грузов внутренним водным транспортом составляла 0,6 т-км.
В 2009 году объём погрузки на внутреннем водном транспорте составил 96,6 млн. т (64% к уровню 2008 года), грузооборот – 52,6 млрд. тонно-километров (83%).
Проблемой 2009 года стала затяжная зима на Севере в Сибирском и Дальневосточном регионах, лед продержался долго, из-за чего объемы перевозок намного сократились.
В 2009 году финансирование подпрограммы «Внутренние водные пути» из федерального бюджета было сокращено до 3 млрд. рублей. Те не менее, в рамках подпрограммы была проведена реконструкция гидротехнических сооружений на магистральных участках воднотранспортной сети, созданы терминалы круглогодичного действия в речных портах для переработки грузов в крупнотоннажных контейнерах, как основы для организации мультимодальных логистических комплексов (в городах Санкт-Петербург, Москва, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Астрахань, Ростов-на-Дону, Азов).
В настоящее время принимаются меры по привлечению частных инвесторов в сферу внутреннего водного сообщения, готовится проект реформы, которая даст возможность объединить внутренние водные пути и речные порты.
По мнению отраслевых экспертов, в настоящее время в отрасли функционирует избыточное количество хозяйствующих субъектов, занятых перевозочной деятельностью. Подавляющее число мелких перевозчиков не в состоянии обеспечить эффективность, безопасность и качество перевозочной деятельности, соответствующие современным стандартам, а также не имеют предпосылок для устойчивого развития и не обладают возможностью аккумулировать собственные и привлеченные средства для обновления основных фондов, отличающихся высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости. Функционирование в отрасли большого числа перевозчиков, обладающих низкими показателями инвестиционной активности и кредитоспособности, создает угрозу дальнейшего сохранения устаревшей возрастной структуры основных фондов отрасли и дисбаланса между функциональной структурой флота и структурой платежеспособного спроса на услуги внутреннего водного транспорта.
Крупнейшими отечественными перевозчиками по внутренним водным путям являются Волжское, Северо-Западное, Московское и Азово-Донское пароходства, а также судоходная компания «Палмали». В совокупности эти предприятия обеспечивают до 80% перевозок нефтепродуктов и 55% перевозок генеральных грузов по рекам России. Сухогрузами занимается, в основном, Волго-Балтийская логистическая компания (ВБЛК), в которую входят Северо-Западное пароходство и «Волга-флот». Этим компаниям принадлежит 65-70% рынка всех грузоперевозок.