По итогам 2016 года Москва попала в список самых неблагополучных российских городов по загрязнению воздуха. Об этом заявил спецпредставитель президента РФ по вопросам транспорта, экологии и природоохранной деятельности Сергей Иванов.
В основном список представлен крупными промышленными центрами и Москва является исключением, где промышленности мало, а 98% «вины» от загрязнения приходится на автотранспорт. Основной компонент загрязняющих веществ – это различные соединения NOx. Кроме того, выбрасывается и окись углерода и углекислый газ, который является так называемым «парниковым газом» и влияет на состояние климата на земле.
«Если выбросы загрязняющих веществ промышленным предприятиями нормируются и существуют квоты, то выбросы автотранспорта никто не считает и, естественно, их невозможно нормировать. Но ими можно при желании управлять, - комментирует новость Михаил Якимов, доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта.
Напомним, что для решения этих целей постановлением Правительства РФ №832 от 12 июля введены изменения в Правила дорожного движения и введено понятие «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». При помощи этого инструмента можно в центре городов устанавливать ограничения по доступу на территорию только чистых автомобилей, имеющих высокий экологический класс и проблема отчасти решится.
«Вместе с тем, и до введения поправок в ПДД в некоторых городах применялись инструменты, снижающие максимальные разовые выбросы загрязняющих веществ, например, в утренние и вечерние часы пик, - поясняет Якимов. - Для этого система управления транспортным комплексом и дорожным движением была устроена так, что максимальный поток въезжающих в центр города автомобилей регулировался на значительных расстояниях от центра города, то есть максимальный поток в утренние часы принудительно сдерживался на подходах к центру города».
В качестве примера подобного управления: устанавливались специальные дросселирующие светофоры, которые позволяли сбивать утренний час пик и распределять его равномерно по территории, отнеся образование пробок и заторов из центра города на периферию города для того, чтобы снизить максимальный разовый выброс загрязняющих веществ в утренний час пик именно в центре города, где не так много растительности и существуют ограниченные возможности свободных территорий по регенерации негативных воздействий от автотранспорта.
По мнению эксперта, к сожалению, в Москве такие инструменты никогда не применялись и все въездные магистрали обеспечивали максимальный пропуск транспортных потоков в утренний час пик. По причине этого в центре города в пределах садового кольца возникали заторы в движении в утренний час пик, что приводило к увеличению объема мгновенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.