В Санкт-Петербурге работает 2 оператора Каршеринга (сервис поминутной аренды автомобилей), и еще одна компания обещает запустить свой бизнес в ноябре. Насколько востребованной будет услуга краткосрочной аренды машин, появится ли у петербуржцев желание «пользоваться, а не владеть автомобилем»?
Петербург можно по праву назвать пионером краткосрочной аренды авто в России. Еще в 2014 году компания StreetCar предложила петербуржцам сервис почасовой аренды автомобилей. Все машины относились к комфорт классу (при желании можно было мелькнуть перед друзьями на BMW 5 серии) и привлекли интерес начинающих бизнесменов, студентов и голубых воротничков.
В 2015 сервис был закрыт. Говорят, из-за проблем технического характера. Петербуржские компании автопроката списали услугу каршеринга как «рисковую» и «бесперспективную». И оказались не правы. Уже осенью того же года, несколько операторов каршеринга запустили свой сервис в Москве, наладили бизнес и обратили свое внимание на северную столицу.
За 2016 год на пустой рынок услуг по краткосрочной аренде машин в Петербурге вышли сразу 3 компании , и две из них – москвичи, оказывающие подобные услуги в Москве. На это раз, на пробу горожанам предложены машины среднего класса: Солярисы, Смарты и даже мини-купер.
Средняя цена за минуту аренды – от 7 рублей. В первую очередь, услуга рассчитана на молодую и мобильную группу населения, петербуржцев в возрасте от 23 до 36 лет, которым авто понадобилось на время ремонта собственного автомобиля или другим причинам : например, встретить и показать город тетушке из Хабаровска, закупиттся продуктами в Гипермаркете или с комфортом прокатиться по центру.
Похоже, что компании уже признали услугу краткосрочной аренды авто в Петербурге успешной – в планах операторов увеличить автопарк до 1000 машин в 2017 году, добиваться льготной оплаты парковок в центре и разрешения ездить по выделенной для автобусов полосе.
«По нашим прогнозам, в 2017 году рынок каршеринговых услуг в Петербурге будет стремительно расти – говорит Михаил Седых, исполнительный директор вендорной компании Кариот, которая производит оборудование и интерфейс для каршеринга - в первую очередь оттого, что компании традиционного автопроката будут активно вводить эту услугу в свой прайс. Им сейчас проще, чем стартапам и инвесторам начать борьбу за клиента в этой нише. У прокатчиков уже есть свой автопарк, служба поддержки клиентов и клиентская база. Достаточно просто докупить оборудование и обновить пользовательский интерфейс».
Сейчас на рынке долгосрочного проката авто работает более 70 компаний. Будут ли они осваивать новый вид услуги или предпочтут оценивать краткосрочную аренду со стороны – покажет время. А пока рынок каршеринговых услуг в Петербурге практически пуст и открыт всем желающим.