Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта подвели итоги проведенного с апреля по май мониторинга нарушений прав потребителей финансовых услуг при покупке и оформлении полисов ОСАГО. Анкетирование автовладельцев, в том числе онлайн-опросы, показали, что большинство страховщиков Мурманской области пренебрегают правилами, либо усложняют процедуру приобретения полисов. В основном водители жалуются на очереди, дефицит бланков, а также случаи навязывания дополнительных страховых услуг.
«Складывается парадоксальная, даже абсурдная ситуация, когда государство устанавливает обязанность, но в полной мере не обеспечивается исполнение данной обязанности. Автомобилист вынужден либо не пользоваться автомобилем, либо нарушать закон, не имея полиса. Искусственные барьеры заставляют водителей так же искать возможности приобретения ОСАГО в других регионах или покупать полисы, достоверность которых вызывает сомнения. Сейчас на рынке нашего региона фиксируется множество поддельных полисов как раз из-за действий страховых компаний, создавших нездоровый ажиотаж», - заявил эксперт регионального отделения ОНФ в Мурманской области, председатель Автоклуба Мурман Андрей Шарков.
В ходе мониторинга активисты зафиксировали серьезные очереди в нескольких крупных страховых компаниях. Где-то люди занимают ее с 4-5 утра, где-то открыта предварительная запись на несколько недель вперед, в отдельных случаях этот срок составил месяц. Среди стандартных нарушений – технические сбои, отсутствие бланков, отказы оформлять полис водителям с незначительным стажем вождения и не достигших возраста 30 лет. Также выявлено навязывание дополнительных страховок, намеренное затягивание при оформлении документов. Воспользоваться альтернативной возможностью купить полис ОСАГО в онлайн-режиме автомобилисты не могли. Cреди опрошенных водителей, лишь 11.6% не имели проблем при получении страховой услуги.
Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», депутат Госдумы Виктор Климов отметил, что с осени прошлого года, когда проводился предыдущий подобный мониторинг, ситуация с оформлением ОСАГО в регионах существенно не изменилась.
«История проблемы показывает, что без жестких санкций вакханалию на рынке ОСАГО прекратить вряд ли удастся, – уверен Виктор Климов. – Убедившись в возможности безнаказанно нарушать закон, страховщики будут снова и снова воспроизводить уже отработанные схемы: искусственные очереди, рассмотрение заявлений до 30 суток, отсутствие бланков, технические проблемы с серверами и прочее. Вместе с тем, понятно, что одними штрафами привести институт ОСАГО в нормальное состояние, наверное, будет сложно и регулятору следует подумать о комплексном решении проблемы».
После первого мониторинга весной 2015 г. активисты ОНФ инициировали законопроект о внесении изменений в КоАП. В апреле текущего года Госдума приняла его в первом чтении. Инициатива предполагает расширение числа субъектов административной ответственности за перечисленные действия. Сегодня наказать можно только должностных лиц. Ни рядовых сотрудников, ни сами страховые компании привлечь к ответственности практически невозможно. Законопроектом предлагается установить ответственность для физических лиц до 5 тыс. руб., а для страховых компаний - до 500 тыс. руб.
Информацию об обнаруженных нарушениях активисты ОНФ направят в Банк России, у которого есть необходимые административные полномочия для применения мер воздействия к страховщикам. Также общественники обратятся в Центральный банк и правительство с просьбой подготовить и внести в Госдуму инициативу, делающую обязательными для страховых компаний электронные продажи полисов ОСАГО.