В настоящий момент ОАО «АК «Трансаэро» поддерживает в Арбитражном суде г. Москвы два процесса (А40-246296/2015, А40-10250/2016) против Федерального агентства воздушного транспорта РФ (Росавиация) с требованием вернуть авиакомпании субсидии за осуществленные авиаперевозки по социально значимым направлениям - в Калининград и на Дальний Восток - за период с мая по сентябрь 2015 года. Общая сумма с учетом штрафов и пени составляет около 650 млн. руб.
«Между ОАО «АК «Трансаэро» и Федеральным агентством воздушного транспорта РФ были заключены специальные договора о предоставлении субсидий, - отмечает генеральный директор ОАО "АК Трансаэро" А.К. Бурдин. - Обязательства по перевозке пассажиров по специальным тарифам были выполнены ОАО «АК «Трансаэро» надлежащим образом и в полном объеме. Все подтверждающие документы были своевременно представлены в Федеральное агентство воздушного транспорта РФ. Однако выплаты, положенные авиакомпании за выполненную без единого летного происшествия работу, до сих пор не получены».
Отметим, что по направлению Москва-Калининград и обратно сумма субсидии составляла в среднем около 2,3 тыс. руб. за билет в один конец. По перелетам из Москвы в аэропорты Дальнего Востока величина субсидии составляла около 6 тыс. руб. за билет в одном направлении.
В Порядке получения данных субсидий за уже совершенные перевозки (п. 3.2. Договоров с Федеральным агентством воздушного транспорта РФ) предусмотрен закрытый перечень документов, соответствующий Правилам предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1095. А именно:
1. Расчет размера субсидии, подписанный Генеральным директором или главным бухгалтером, или иным уполномоченным лицом;
2. Отчет о количестве перевезенных пассажиров;
3. Реестр перевозочных документов;
Все отчетные документы сотрудниками ОАО «АК «Трансаэро» были представлены еще осенью 2015 года, однако Федеральное агентство воздушного транспорта РФ, приняв работы и согласившись с объемом выполненных работ, до сих пор не перечислило указанные средства авиакомпании.
В своем отказе Федеральное агентство воздушного транспорта РФ ссылается на необходимость предоставления справки, подтверждающей отсутствие у получателя задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (пп. "в" ст. 22 Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 № 1563). Однако, согласно условиям заключенных договоров этот документ в перечне обязательных отсутствует. Кроме того, при заключении договоров, в начале 2015 года, такая справка была в Федеральное агентство воздушного транспорта РФ предоставлена.
В настоящий момент ОАО «АК «Трансаэро» находится в процедуре наблюдения и денежные средства, получаемые из различных источников, в первую очередь направляются на выплаты персоналу компании, уволенному по собственному желанию и сокращенному в марте 2016 года (всего около 9,1 тыс. человек). Указанные средства, которые Федеральное агентство воздушного транспорта РФ до сих пор не перечисляет ОАО «АК «Трансаэро» за уже оказанные в 2015 году услуги, тоже должны были тоже пойти на выплату заработной платы, отпускных и командировочных выплат сотрудникам ОАО «АК «Трансаэро», уволенным в результате сокращения штатов весной 2016 года.
ОАО «АК «Трансаэро» продолжит добиваться всеми законными методами возмещения понесенных расходов за осуществленные воздушные перевозки, выполненные по специальным социальным тарифам, а также выступает против решения Министерства транспорта РФ направить эти средства на другие цели.