Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев недавно стал героем программы «В рабочий полдень». В рамках передачи он рассказал о работе компании, о перспективах и планах на будущее.
Непростая экономическая ситуация
Сейчас непростая ситуация в экономике. На вопрос о том, как этот кризис, спад отражается на рынке в целом, Виталий Геннадьевич Савельев ответил следующее. Есть падение спроса пассажиров на авиаперевозки, «Аэрофлот» растет, но в целом вся авиация не растет. Кризис сказывается, пассажир становится менее платежеспособным и, соответственно, менее мобильным. Второй фактор – это избыточные ёмкости. Когда была «Трансаэро», в целом по гражданской авиации в России был избыток рынка 40%. По мнению Савельева, если этот рынок не изменится, то все его игроки на нем удержатся. Если же платежеспособность пассажиров будет падать, люди перестанут летать, то, соответственно, авиакомпании начнут терпеть финансовые проблемы.
Виталий Савельев предлагал выход еще в 2013 году, но его никто не поддержал. Когда было 11 сентября в Америке, во время теракта все авиакомпании потеряли в спросе, и примерно 25-30% мощностей – самолетов – пришлось поставить на бетон. В России этим путем не пошли, когда начинался кризис, поэтому каждый сейчас выживает самостоятельно. «Аэрофлот» выводил самолеты в прошлом году, есть порядка 10 самолетов, которые пока стоят на бетоне (в основном в дочерних компаниях).
Учиться работать в новых условиях «Аэрофлоту» пришлось и в начале 90-х, когда авиаперевозчик распался на 300 отдельных компаний. «Аэрофлот» хоть и перестал быть крупнейшей в мире авиакомпанией, но остался лидером на российском рынке, и именно поэтому, когда в прошлом году произошло банкротство «Трансаэро», обязательства по перевозке ее пассажиров взял на себя «Аэрофлот».
Может ли повториться ситуация «Трансаэро» с кем-то еще, может ли какая-то еще компания уйти с рынка? По мнению гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, логика простая: если авиакомпания не будет заботиться о производственной себестоимости и будет продавать слишком дешевые билеты, то потерпит убытки, которые никто не покроет. Если продавать билеты, то по такой цене, которая будет окупать себестоимость. Если компания просто демпингует, не учитывая ситуацию на рынке, то участь «Трансаэро» может постичь и ее. Летать любой ценой нельзя.