3 и 4 декабря в Швейцарии состоялся семинар для Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» и Ассоциации железнодорожной промышленности Швейцарии «Swissrail». Семинар прошел в рамках Соглашения о взаимном сотрудничестве между НП «ОПЖТ» и «Swissrail».
Председателями на данном мероприятии выступили директор «Swissrail» Михаэла Штёкли и президент НП «Объединение производителей железнодорожной техники» Валентин Гапанович.
В работе семинара приняли участие представители крупнейших российских предприятий и учреждений железнодорожной отрасли, а также руководители ведущих швейцарских компаний.
Целью данного мероприятия стал обмен опытом по внедрению инновационных решений в области производства подвижного состава и строительства объектов инфраструктуры железных дорог Швейцарии.
Программа семинара получилась насыщенной и интересной. В рамках мероприятия участники побывали на предприятии компании МenziMuck (г. Kriessern), где специалистам была представлена инновационная продукция для обслуживания железнодорожного пути.
На предприятии фирмы Prose представители железнодорожной отрасли осмотрели производственную площадку и ознакомились с инновационными системами изменения ширины колеи.
Свою продукцию презентовали и специалисты компании Airex, где участники семинара ознакомились с инновационными композитными материалами для изготовления легких конструкций подвижного состава (крыша, пол, кузов, панели).
В программу мероприятия также был включен осмотр производства компании Kistler. Там же были проведены измерения веса подвижного состава в движении (WIM).
3 декабря в Цюрихе в рамках семинара состоялось совещание, посвященное вопросам киберзащищенности и применения IT-технологий на швейцарских железных дорогах (SBB), Swiss Railway Engineering, ELCA, Crypto AG, Netcetera.
В ходе заседания собравшиеся обсудили следующие ключевые темы: унификация европейских и российских подходов к обеспечению кибербезопасности АСУ ТП на железнодорожном транспорте; проведение совместных исследований в области киберзащищенности систем АСУ ТП железнодорожного транспорта; совместная разработка отраслевых стандартов в области кибербезопасности, соответствующих методик проверки и испытаний, гармонизированных с международными стандартами и отраслевыми подходами к обеспечению кибербезопасности систем АСУ ТП железнодорожного транспорта; технологии управления рисками и ресурсами; ресурсосберегающие технологии управления железнодорожным транспортом и другие.
Кроме того, в рамках мероприятия было подписано Соглашение между НП «ОПЖТ» и Swissrail о научно-техническом сотрудничестве в области обеспечения киберзащищенности систем управления железнодорожным транспортом. Документ подписали президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, вице-президент «Swissrail» Марсель Кальберматтер, директор «Swissrail» Михаэла Штёкли и исполнительный директор НП «ОПЖТ» Николай Лысенко.
Целью Соглашения является создание благоприятных условий для обмена опытом и объединения усилий российских и швейцарских специалистов в области разработки методик, стандартов и средств обеспечения кибербезопасности систем управления технологическими процессами железнодорожного транспорта.
Настоящим Соглашением Стороны подтверждают свою готовность активно развивать приоритетные направления совместных работ, предусмотренные Дорожной картой сотрудничества НП «ОПЖТ» и SwissRail до 2020 г. в области обеспечения киберзащищенности систем управления железнодорожным транспортом.
3 декабря 2015 г. во время проведения семинара по обмену опытом по внедрению инновационных решений в области производства подвижного состава и строительстве объектов инфраструктуры железных дорог Швейцарии в торжественной обстановке директор Швейцарской ассоциации производителей железнодорожной техники Михаэла Штёкли подписала Декларацию производителей железнодорожной техники в отношении вклада в решение проблем изменения климата (На пути к низкоуглеродному будущему). Ранее Декларацию подписали Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, Президент Французской Ассоциации железнодорожной промышленности Луи Негр и Президент Объединения железнодорожной промышленности Германии Мартин Ланге.
Помимо этого состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании и Соглашения о конфиденциальности между швейцарской компанией в области информационной безопасности Crypto AG и головным отраслевым институтом Российской Федерации в области разработки систем управления для железнодорожного транспорта ОАО «НИИАС».
В подписании документов приняли участие первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАС» Ефим Розенберг с одной стороны и вице-президент по международным продажам Урс Каммахер, вице-президент по продажам в РФ, странах СНГ и Центральной Азии Рене Хоштеттлер с другой стороны.
Согласно подписанному Меморандуму Стороны пришли к соглашению относительно научно-исследовательского и научно-технического сотрудничества в области кибербезопасности систем управления для железнодорожного транспорта. Документом предусмотрено сотрудничество Сторон по следующим направлениям: проведение совместных конференций, семинаров и круглых столов в области исследований вопросов кибербезопасности систем управления для железнодорожного транспорта; осуществление совместных публикаций результатов научно-исследовательской деятельности обеих сторон; совместное участие в международных и национальных научно-исследовательских проектах в области кибербезопасности систем управления для железнодорожного транспорта; совместное участие в разработке нормативно-технической документации и стандартов в рамках международных комитетов и организаций в области стандартизации; взаимодействие по иным направлениям деятельности, представляющих интерес для обеих сторон.
Настоящий Меморандум вступает в силу с момента его подписания и заключается на неопределенный срок.
Также в рамках заседание между Crypto AG и ОАО «НИИАС» было подписано Соглашение о конфиденциальности в области информационной безопасности.
В рамках данного Соглашения Стороны намерены выполнять свои обязательства по сохранению конфиденциальной информации и совместной разработке методик и стандартов в области обеспечения киберзащищенности систем управления железнодорожным транспортом.
Во второй день семинара делегация осмотрела ремонтное предприятие Швейцарских Железных Дорог (SFR) в г. Olten.
В городе Erstfeld участники семинара своими глазами увидели, как ведется широкомасштабное строительство самого длинного железнодорожного тоннеля «San Gottardo».
Представители компании Cembre (г. Schoch) познакомили участников с инновационными инфраструктурными решениями, реализованными в тоннеле. Это система электрических соединителей AR для надежной передачи тяги и СЦБ в условиях высокой влажности и сильных перепадов температур.
На предприятии Gruner специалистам железнодорожной индустрии были представлены проектные и технологические решения, также реализованные при строительстве тоннеля.
Подводя итоги, участники высоко оценили результаты проведенного мероприятия и отметили значительный потенциал совместной работы ученых-специалистов России и Швейцарии. Стороны единодушно подчеркнули важность и значимость дальнейшего развития инвестиционного взаимодействия в области разработок инновационных решений в сфере железнодорожной отрасли.