Буквально за последние несколько месяцев на авиаотрасль обрушилось просто какая-то небесная кара. На смену финансовым потрясениям пришла террористическая угроза, которая, согласно прогнозам, приведет к еще большим потерям прибыли перевозчиков.
Пассажиропоток держится на уровне
С учетом существующих рисков и угроз, исходящих от экстремистских организаций, Росавиация во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти разрабатывает комплекс мер безопасности, направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства в деятельность авиакомпаний и аэропортов как внутри страны, так и за ее пределами. Во всех аэропортах вводятся дополнительные меры безопасности. Отраслевые аналитики прогнозируют некоторое снижение спроса на перелеты. Однако представители российских аэропортов сообщают, что пока пассажиропоток держится на уровне прошлого года. Например, по результатам 9 месяцев 2015-го общее количество пассажиров, воспользовавшихся услугами аэропорта Храброво (Калининград), составило 1,2 млн человек, что на 6,03% выше показателей прошлого года.
«Снижения пассажиропотока не наблюдается. Есть общероссийская тенденция к увеличению авиаперевозок на внутренних рейсах и снижению пассажиропотока на международных направлениях», – пояснили в пресс-службе аэропорта.
Всего же, по данным Росавиации, за 9 месяцев текущего года российскими авиакомпаниями в международном сообщении было перевезено 32,3 млн человек, что на 13,8% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Во внутреннем сообщении услугами авиакомпаний воспользовались 41,2 млн человек, что на 16,1% выше прошлогоднего уровня.
Данная тенденция усилится с 1 декабря, так как «Аэрофлот» на своем сайте уже заявил о временной, до 27 марта 2016 года, приостановке полетов на курорты Египта. Он планирует поэтапное сокращение полетной программы и временную, до конца действия зимнего расписания, приостановку полетов. Другие авиакомпании отмечают, что в ноябре обычно происходит некоторое снижение активности пассажиров при перелетах как в международном, так и во внутреннем сообщении. Особенно это ощутили те, кто специализируется на внутрироссийских перевозках.
«Ситуация с пассажиропотоком полностью соответствует основным трендам рынка в ноябре. С одной стороны, сейчас так называемый низкий сезон, а с другой – резкое падение платежеспособности населения, связанное с обесцениванием национальной валюты и экономическим кризисом», – комментирует директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» Виктор Аношкин.
В ожидании поддержки
Сегодня авиакомпании вынуждены бороться с трудностями – подорожанием топлива, снижением покупательной способности и ростом издержек из-за колебания курса валют. Правительство обещало им помочь. Из бюджета уже выделено 1,5 млрд руб. на компенсацию затрат из-за прекращения полетов в Египет. Более того, Минтранс и авиаперевозчики предлагают вернуться к идее обнуления НДС на внутренних линиях. Еще одно предложение – увеличить в 1,5 раза размер компенсации акциза на авиатопливо.
«Если озвученные меры будут приняты, отрасль сможет в совокупности сэкономить более 100 млрд руб. в год, приблизительно треть из которых придется на «Аэрофлот», – считают аналитики UFS IC. – Это может позволить компании выйти на уверенно положительную прибыль по итогам года. Мы оцениваем инициативы положительно с точки зрения стоимости компании, однако пока рано говорить о том, насколько вероятно применение этих мер».
Однако некоторые эксперты сомневаются, что государство значительно поможет отрасли и авиакомпаниям. К тому же они отмечают, что важны не столько условия предоставления госгарантий, сколько условия кредитования: процентная ставка, срок и сумма.
Консолидация на рынке авиаперевозок
Сегодня на долю 10 крупнейших отечественных авиакомпаний приходится порядка 80% всех пассажирских перевозок и всего на 5 игроков – 82,2% поставок грузов и почты. И это притом, что в РФ в настоящее время работает 120 авиаперевозчиков. Росавиация в статистике отражает показатели деятельности лишь 35 крупнейших. Лидирующую позицию на рынке пассажирских авиаперевозок занимает группа «Аэрофлот». Уход одной из крупнейших авиакомпаний – «Трансаэро» – только усилит эту тенденцию. Существует вероятность, что «Аэрофлот» займет более 50% рынка. Впрочем, за рубежом, к примеру, Lufthansa и Air France имеют каждая более 60% рынка внутренних перевозок, испанская Iberia также держится примерно на этом уровне. Так что это довольно распространенная ситуация, когда в отрасли есть один доминирующий субъект.
Несмотря на существующие тенденции, на саммите АТЭС премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о необходимости сохранения конкуренции, сказал, что хотел бы видеть в России несколько альтернативных авиаперевозчиков.
По словам премьера, воздушные перевозки – это довольно специфический вид бизнеса и они сейчас переживают нелегкие времена из-за банкротства компании «Трансаэро» и проблем, связанных с терроризмом.
Пока же, по мнению участников рынка, сегодня происходит укрупнение и консолидация авиакомпаний. В последние годы в РФ шел активный процесс обновления парка, сопровождаемый вытеснением неэффективных игроков. Однако на фоне текущей экономической ситуации (снижение ВВП, увеличение издержек, нестабильность курса валют) может наблюдаться переизбыток провозных мощностей. По оценкам аналитиков, сейчас он составляет порядка 40%.
Доходы падают, расходы растут
«Снижение мировых цен на нефть повлекло за собой падение рубля и, как следствие, повышение стоимости топлива для российских авиакомпаний при заправке за границей, что сказывается на себестоимости перевозок. Помимо этого, ослабление рубля приводит к некоторому снижению покупательной способности населения и уменьшению спроса. Все это, в свою очередь, также негативно влияет на конкурентные позиции и стабильность российских авиакомпаний, особенно по сравнению с иностранными», – комментируют эксперты Объединенной авиастроительной корпорации.
По прогнозу аналитика Газпромбанка Михаила Ганелина, тарифы на авиаперевозки будут расти, что плохо для пассажиров, но хорошо для авиакомпаний, рентабельность которых может увеличиться. В 2016 и 2017 гг. «ВТБ Капитал» ожидает 10%-ной индексации тарифов в рублевом выражении. «Трансаэро» предлагало самые дешевые билеты по многим направлениям, вынуждая других перевозчиков работать в условиях весьма низкой окупаемости. Так, рентабельность по EBITDAR «Аэрофлота» в 2015 году ожидается на уровне 19% против среднего мирового значения в 25%», – рассуждает М. Ганелин.
В I полугодии 2015-го убытки крупнейших авиакомпаний превзошли все прогнозы рынка и самих перевозчиков. Какими они будут по итогам года?