Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Российский авторынок: рецепты выживания в кризис». Её участники связывают спад продаж автомобилей с кризисом в экономике РФ, однако высоко оценивают роль государства в стабилизации рынка. Дальнейшие перспективы авторынка туманны, и будут зависеть от ситуации в экономике и политике.
По данным АЕБ, за 7 месяцев 2015 г. снижение российского авторынка составило более 35%. Не секрет, что сейчас на автомобильном рынке спад, вызванный нестабильностью в экономике, объясняет директор дилерского центра «Рольф Сити» Владимир Мирошников: «Тем не менее, в конце августа и начале сентября мы видим оживление продаж: клиенты стремятся вложить в автомобили свои накопления, опасаясь продолжения девальвации рубля и роста цен. Кроме того, <…> в ряде случаев мы отмечаем “переключение” аудитории, которая могла бы приобрести новый автомобиль, на автомобили с пробегом».
Потенциальные покупатели новых автомобилей вынуждены экономить и откладывать покупку столь дорогостоящих товаров до «лучших времён», отмечает ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов: «А когда они наступят – это вопрос, ответ на который мало кому известен. Думается, что на это может уйти и несколько лет, пока не разрешатся геополитические и экономические проблемы, вставшие перед нашей страной».
Цены на автомобили растут при снижении покупательной способности населения, констатирует независимый автоэксперт Роман Гуляев: «В результате, практически вымываются с рынка автомобили среднего сегмента, особенно легковые (седаны). Из-за неопределённости и нестабильности многие будут откладывать давно запланированную покупку, что, конечно, сказывается на рынке товаров длительного пользования, и автомобили здесь не исключение».
На фоне общего спада лучше остальных выглядит премиум-сегмент – за год продажи в нём снизились на 22,6%, приводят статистику эксперты. «По итогам прошлого года рост продемонстрировали практически все премиум-бренды, – напоминает г-н Мирошников. – В этом году положительную динамику показывают Lexus и Porsche, также хорошие результаты демонстрирует Mercedes-Benz. В самом премиум-сегменте наилучшие результаты демонстрирует его верхний ценовой эшелон».
Сдерживает авторынок от ещё более серьёзного спада господдержка, отмечают эксперты. «Господдержка значительно влияет на рынок – примерно каждый третий автомобиль продается с использованием различных инструментов, – говорит старший аналитик Центра экономического прогнозирования “Газпромбанка” Кирилл Никода. – К уже выделенным в первом полугодии 15 млрд планируется выделить ещё 5 для стимулирования спроса. Обсуждаются и регулятивные меры поддержки автопрома. Выход автопроизводителей на экспорт оказывает ограниченное влияние и полностью не может компенсировать падение внутреннего спроса».
Ожидания участников организованной «Финамом» конференции относительно перспектив российского авторынка различаются. «Скорее всего, в следующем году кардинального улучшения ждать не стоит, поэтому восстановление авторынка будет более продолжительным, чем мы видели в 2009-2010 годах», – прогнозирует г-н Никода.
В свою очередь, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов допускает, что авторынок уже мог пройти низшую точку, и в ближайшие месяцы возможно его восстановление: «Это может объясняться, в первую очередь, оживлением деловой активности после сезона отпусков. Сохраняющиеся высокие инфляционные ожидания также могут заставить желающих раньше озаботиться приобретением автомобиля. <..> Наконец, ужесточение “санкционной войны” может подвигнуть многих приобрести автомобиль иностранной марки, из числа тех, что не производится в России, пока ещё это можно сделать».