Российская авиакомпания S7 пятый месяц подряд признана самой пунктуальной в мире по данным статистического агентства FlightStats, отслеживающего в реальном времени информацию о выполнении 86 % рейсов по всему миру.
О значимости этого достижения для компании, о том, как перевозчик добивается таких показателей, «Туринфо» рассказал управляющий S7 Group по развитию региональной сети Сергей Козин.
- Насколько этот рейтинг важен для самой авиакомпании и для ее клиентов?
- Безусловно, регулярность – это один из важнейших показателей эффективности перевозчика, отлаженности всех процессов внутри компании и отношений с поставщиками услуг. И это не единственный показатель, которым мы можем гордиться: в частности, мы в течение последних месяцев занимаем первые места в мировых рейтингах по надежности.
Понятно, что для путешествующих основными критериями при покупке билета всегда будут цена и безопасность. Но, скажем для бизнес-клиентов, которых у S7 Airlines немало, пунктуальность – одно из важных слагаемых выбора. Кроме того, развитие нашей компании идет в сторону увеличения числа транзитных пассажиров, их у нас уже более 30 %. Это предполагает большое количество стыковок, часто очень коротких, когда время, отведенное на трансфер, сокращается порой до 40 минут. В таких случаях пунктуальность становится решающим фактором при оценке компании пассажиром.
- Пунктуальность – это не только слаженность работы внутри авиакомпании, но и служб аэропорта, сторонних поставщиков. Можно ли расставить эти отношения по степени важности?
- Пусть это не покажется банальным: регулярность – это показатель работы команды, здесь нет и не может быть главных. Регулярность – это управление «малыми величинами», это четкое выполнение определенных процедур в четко отведенные интервалы времени. Когда пассажир покупает билет, в нем проставлено время вылета. И это время берется за основу для всех служб: для экипажа, для техников, заправщиков и так далее. Понятно, что они оперируют несколько другими временными показателями, но изначальная точка отсчета едина для всех.
- То, что в самой компании можно синхронизировать процессы, еще можно представить. Но как добиться такой же синхронности от сторонних служб? По понятным причинам разговор идет, прежде всего, о ваших российских контрагентах…
- Для начала – немного лирики. У Хемингуэя в эпиграфе к роману «По ком звонит колокол» есть такие слова: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе: каждый человек есть часть материка, часть суши…» Они очень точно, кстати, отражают наши отношения с партнерами.
Конечно, исторически, с советских времен, все были очень расслаблены – самолет мог стоять в аэропорту по 1,5 – 2 часа. Когда мы вводили современную систему управления, нам важен был показатель использования авиапарка: чем больше самолет летает, тем больше он приносит денег. Самым важным было сократить время «разворота» - сейчас оно в среднем составляет 40-45 минут. И мы бы никогда не добились этого, если бы сами аэропорты не были заинтересованы в ускорении и совершенствовании технологических процессов. Ведь и у них количество рейсов и связанных с ними процедур увеличивается, а ресурсы ограничены. А знаете, когда ресурсы ограничены – рождается эффективность. Так что аэропорты в плане взаимодействия теперь «играют» на нашей стороне.
- А какие из технологических процессов наиболее уязвимы, скажем так, с точки зрения пунктуальности?
- Ответ нелинейный – погода. В подавляющем большинстве случаев именно метеоусловия являются причиной задержек и опозданий. В остальном я не могу выделить какие-то службы. Все зависит от того, как настроена система. У нас нет «ответственных за пунктуальность», у нас есть определенные зоны управления, и все они одинаково значимы для регулярности.
- Есть ли разница в обслуживании бортов в российских и зарубежных аэропортах?
- Есть небольшие различия в процедурах, в технологиях, но в целом особой разницы теперь нет.
- А можете ли вы выделить наиболее проблемные, с точки зрения пунктуальности, направления?
- Я бы не хотел говорить о проблемах с тем или иным аэропортом, тем более что мы последовательно работаем с каждым и видим динамику улучшений. Скорее, можно говорить о региональной специфике, скажем, северных аэропортов. И все же, понимая возможную специфику, важно установить единые точки отсчета для всех игроков.
Знаете, несколько лет назад я смотрел по телевизору запись одного эксперимента. Десяти водителям предложили проехать друг за другом по небольшому замкнутому кругу с одинаковой скоростью. И секунд через 20 после старта они встали: кто-то притормозил, кто-то «поддал газу» и все, пробка. Тогда в центр поставили регулировщика: он практически ничего не делал, просто наблюдал, ну, может, свистел иногда. Но машины двигались равномерно и остановились просто потому, что время эксперимента истекло…
Так вот, таким регулировщиком у нас служат единые критерии и стандарты, принятые совместно авиакомпанией и службами аэропорта. Мы все объективно заинтересованы в синхронизации и ускорении процедур. Насколько это важно - показывают наши замеры, которые мы проводим регулярно. Вам трудно это представить, но, например, сокращение времени «разворота» на одну минуту уменьшает количество сбойных ситуаций в разы!
- И все-таки без сбоев и опозданий не обходится ни одна компания. Каковы приоритетные действия в таких ситуациях сотрудников S7?
- Принципиально наши действия вряд ли отличаются от других авиакомпаний: оперативно помочь трансферным пассажирам, подобрать ближайший собственный или «сторонний» рейс, разместить и накормить оставшихся в аэропорту. Вопрос всегда в том, насколько своевременно и заинтересованно такая помощь оказывается. У нас есть служба - «Департамент по работе с пассажирами», которая анализирует обращения пассажиров по итогам таких сбоев. И на основании этих данных, мы знаем, что самых лояльных пассажиров мы получаем именно после того, как в момент сбойных ситуаций они получают от компании максимальную помощь и поддержку.