Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-дискуссию «Должно ли государство поддерживать авиаотрасль?». Большинство её участников выступают против инициативы Минэкономразвития, предполагающей прекращение господдержки авиаперевозчиков с высокой долговой нагрузкой.
Минэкономразвития РФ (МЭР) подготовило анализ тенденций развития и перспектив гражданской авиации на 2015-2016 гг., в котором заявило о наличии серьёзных проблем в отрасли. В докладе отмечается, что рынок перенасыщен, и виной тому политика авиакомпаний, которые расширяли парк за счёт заёмных средств. Министерство предлагает перейти от господдержки к практике ухода с рынка проблемных авиаперевозчиков.
МЭР предлагает пересмотреть методы господдержки для авиакомпаний, которые вместе с кредитами госбанков на покупку самолетов «подзагнали» всю отрасль, включая аэропорты и авиастроение, вместо того чтобы после кризиса 2008 года дать уйти неэффективным игрокам, говорит заместитель министра экономики РФ Евгений Елин. «В итоге отрасль так и не вышла из кризиса, рынок сжался, а провозные ёмкости раздули. “Трансаэро” и другие компании стали под кредиты заказывать дорогостоящие самолеты в расчёте на то, что рынок вырастет сам. Если правительство поддержит наши предложения, госбанкам и лизинговым компаниям придется зафиксировать убытки, но это заставит их пересмотреть методы оценки рисков» («КоммерсантЪ»). Мнение замглавы Минэкономразвития поддерживают 34% проголосовавших пользователей Finam.ru.
Государству не следует отказываться от поддержки авиаотрасли, уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Учитывая значение авиационной отрасли как одного из ключевых видов транспорта, её роль в перевозке грузов и пассажиров и вклад в экономику России, вопрос её поддержки со стороны государства является одним из важнейших, – отмечает он. – Возможное лишение авиакомпаний помощи крайне негативно отразится на всех сторонах их деятельности. Это отрицательно скажется на социально-экономическом положении страны, поставит вопрос о безопасности авиаперевозок. Нет сомнений, что господдержка отрасли должна быть продолжена, тем более что эти средства вернутся государству, причём в больших объёмах» (Finam.ru). Позицию г-на Баранова разделяют 66% принявших участие в голосовании пользователей ведущего российского портала о финансах и инвестициях.