24.06.2015 11:59
Новости.
Просмотров всего: 5115; сегодня: 2.

Авторынок сегодня: гонка на выживание

Падение объемов продаж автомобилей России в конце первого квартала 2015 года стало рекордным после кризисных событий шестилетней давности. В тоже время на сегодняшний день действует целый ряд госпрограмм, направленных на поддержку отечественного автопрома и повышения доступности автомобилей. Насколько эффективны программы господдержки, реально ли они могут способствовать росту продаж и выводу автомобильного рынка из кризиса, разбирались участники круглого стола "Автоподдержка", организованного «МК в Питере» совместно с порталом TT Finance.

Согласно данным Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов за первый квартал 2015 года спрос на легковые автомобили, произведенных на площадках Петербурга и в области, снизился практически на 38%. Например, продажи машин марки RENO снизились на 24%, KIA — на 15%, NISSAN — на 24%, HYUNDAI— на 10% и т.д. Единственный бренд, показавший прирост, это Mersedes Benz, продажи которого выросли на 6%.

«На вторичном рынке ситуация аналогичная, хотя в конце прошлого года на нем и произошло небольшое оживление из-за стремления людей вложить свои сбережения, — говорит Валерий Солдунов, председатель Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов. — При этом по объективным причинам снизилось и производство. Так с начало года с конвейеров заводов HYUNDAI, NISSAN, GM сошло всего около 100 тыс. автомобилей, то есть производство сократилось на 24%. Помимо общей экономической ситуации падению спроса, способствовала практически полная приостановка выдачи автокредитов зимой, т.к. банки не понимали под какую процентную ставку выдавать заем, а дилер — какая стоимость должна быть у машины».

Автозаморозка

К концу прошлого года темпы автокредитования резко снизились, и по итогам 2014 года объем выданных автокредитов уменьшился на 23% по отношению к 2013 году. «Ситуация в конце года внесла свои коррективы, но несмотря на декабрьское падение, мы отработали 2014 год на уровне 2013 года, и наш кредитный портфель не уменьшился — говорит Андрей Запорожский, директор департамента розничного бизнеса ПАО «Балтинвестбанк». — В начале этого года все банки были вынуждены поднять кредитные ставки, и в некоторых случаях их уровень достигал 30%. Но сейчас ситуация стабилизировалась, и если в январе объем продаж авто в кредит составлял порядка 20-25%, то сейчас это доля поднялась до 35%».

Но, по мнению автодилеров, банки недостаточно снижают кредитные ставки, при которых иногда размер ежемесячного платежа сопоставим с размером платежа по ипотеке. «Ставки по автокредиту, которые мы видели в январе, другим словом, нежели заградительные, назвать нельзя, — считает Нонна Шалина, директор по продажам сети автосалонов «Истком». — Да, сейчас началось снижение кредитной ставки вслед за ключевой, но это уменьшение происходит не в прямой пропорции к их росту ранее. Замедление автокредитования, как мы видим, влечет за собой снижение объемов производства, которое будет продолжаться и дальше. Причем, если в мировой практике принято в кризис снижать процентные ставки, то у нас в стране происходит их рост».

Лизинг как новая философия

В стране действуют три госпрограммы для покупки авто на льготных условиях: программы утилизации, автолизинг и льготное кредитование при содействии государства. И, если программа утилизации и программа госсубсидирования уже знакомы и банкам и потребителям, то автолизинг для физических лиц — продукт совершенно новый.

«Автолизинг как продукт для физических лиц появился в России в 2014 году и пока его очень сложно назвать конкурентом автокредита, но в ближайшей перспективе у него есть все шансы стать таковым, — Дмитрий Тимофеев, генеральный директор «КОНТРОЛ лизинг». — Автолизинг — это аренда машины, которая через 2-3 года возвращается в лизинговую компанию. При лизинге потребитель не владеет машиной, но при этом размер ежемесячных платежей за пользование автомобилем в 2-3 раза меньше, чем при автокредите. Все что требуется от потребителя, это покупка страховки, внесение залога в размере 10% от стоимости машины и соблюдение некоторых ограничений, таких как величина и география пробега, которые введены для пресечения использования машины в коммерческих целях, и обслуживание только у официальных дилеров. Участие государства в этой программе заключается в субсидировании 10% стоимости машины. Кроме того, нет никаких ограничений по стоимости автомобиля, который можно взять в лизинг, и дилеры всегда предоставляют лизинговым компания корпоративную скидку, которую не имеет ни один банк».

Участникам рынка лизинга самым сложным на сегодняшний день видится убедить потенциального покупателя, что ему не нужно иметь машину в собственности для того, чтобы ею пользоваться. Российскому менталитету совершенно не близка такая философия. И уйдет время на то, чтобы его перестроить. В то же время, по мнению экспертов, автолизинг может помочь сформировать нормальный рынок подержанных автомобилей, т.к. продажей авто после его возвращения занимается лизинговая компания, которая в первую очередь предложит ее реализовать в трейд-ин дилеру.

«К тому же эта программа сочетается с программой утилизации, то есть полученный сертификат после сдачи в утилизацию авто можно использовать при взятии машины в лизинг, — дополняет Евгений Колесов, начальник отдела маркетинга и развития группы компаний «Балтийский лизинг». — Лизинг всегда занимал очень невысокую долю от общего объема продаж автотраснпорта — всего 2,3-2,5%. Но рынок автокредитования и рынок продаж в 2014 сильно просел, а рынок корпоративного автолизинга вырос на 25%! То есть произошло замещение, и для компаний лизинг стал тем инструментом, который позволили решить им свои бизнес-задачи. И на данный момент причина непопулярности этого продукта — только в плохой информированности, как потребителя, так и дилеров, которые далеко не всегда с интересом относятся к новым инструментам».

Время менять привычки

На сегодня в Петербурге зарегистрировано 1 636 тыс. автомобилей, 54% из которых старше 5 лет, а 27% —10 лет. Таким образом, владельцы 81% машин — потенциальные покупатели новых авто. Но при этом, по мнению участников круглого стола, о быстром восстановлении рынке, говорить не приходится.

«Объем машин, который можно продать в рамках программы государственных субсидий, ограничен. Кроме того, как мы знаем, есть набор определенных критериев (стоимость, возраст машины, ее вес), под которые подпадают не все машины. С апреля месяца по настоящий момент объем кредитования в рамках этой программе в нашем банке составил 15 %. И хотя мы ожидаем не существенный, но рост этой доли, времени для того что бы воспользоваться субсидией, осталось 3-4 месяца, — рассуждает Андрей Запорожский. — Основной объем выданных кредитов все же будет выдаваться по нашим стандартным программам. При этом так исторически сложилось, что 80% автокредитов мы выдаем на покупку подержанных автомобилей и только 20% —на покупку новых. На сегодняшний день у нас заключены соглашения с порядка 300 автосалонами и мы считаем, что рынок медленно, но будет расти.

Но, по мнению Дмитрия Тимофеева, снижение ставки рефинансирования не отражает снижение стоимости денег, а демонстрирует нежелание государства субсидировать льготные программы, потому что при падении ставки уменьшается размер субсидий и бюджет «выедается» медленнее. «В декабре прошлого года все оказались в критической ситуации, кризис был колоссальным, — говорит он. — Сейчас мы имеем некую видимость стабильности, банки снижают ставки по вкладам и постепенно снижают кредитную ставку. Когда мы в прошлом октябре формировали план на этот год, мы ожидали, что 2/3 наших клиентов будут юридические лица, но сейчас мы видим ситуацию строго обратную. Рынок потребителей — физических лиц — обладает большим потенциалом, в то время как в корпоративном секторе ситуация достаточно тяжелая. И сейчас, возможно, когда цены на машины выросли на 30-40%, а кредитная ставка—в среднем до 20%, как раз сложилась ситуация, при которой сравнительно быстро получится повлиять на потребительские предпочтения населения, изменить восприятие, и сделать такой продукт, как лизинг, интересным и привычным и более выгодным, чем автокредит».


Ньюсмейкер: TT Finance — 444 публикации
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...