Необходимое условие успешного развития современного государства – это мобильность бизнеса и граждан. Авиация, как часть единого транспортного комплекса, призвана поддерживать максимальную скорость передвижения. Особую роль играют региональные (связывающие субъекты Федерации) и местные (внутри одного субъекта Федерации) авиалинии.
В советские времена доля местных авиалиний в общем объеме авиаперевозок составляла 23%. Для сравнения, сейчас эта доля не превышает 2,5%. Несколько больше пассажиров перевозится региональными рейсами – порядка 17% от общего объема. Очевидно, что имеется значительный потенциал роста. Однако, несмотря на коммерческие и социальные перспективы, развитие местной и региональной авиации ограничивается рядом объективных факторов.
Эксперты в качестве основных «ограничителей» рассматривают отсутствие необходимой инфраструктуры, устаревший авиапарк, а также характерный для отрасли в целом дефицит кадров. Количество аэродромов по сравнению с «годами советского застоя» сократилось почти в пять раз, причем в первую очередь закрывались именно небольшие региональные аэропорты.
Для восстановления региональных линий необходимы значительные инвестиции, как со стороны бизнеса, так и государства. Можно констатировать, что федеральные власти прекрасно сознают проблемы отрасли и рассматривают программы перспективного развития. Только в текущем году на субсидирование региональной авиации будет направлено 13 миллиардов рублей. Этих средств недостаточно, чтобы кардинально решить инфраструктурные проблемы, но вполне хватит, чтобы заложить серьезную базу и показать намерение государства поддерживать отрасль.
Руководитель Управляющей Компании «Группа 100» - одной из ведущих инфраструктурных компаний, занимающихся проектированием и строительством объектов авиационной инфраструктуры, Кузнецов Тимофей Игоревич: «Мы видим значительный рост интереса к развитию региональных авиаперевозок. У бизнеса есть понимание необходимости модернизации существующих и возведения новых наземных авиационных объектов. При адекватной государственной поддержке возможен настоящий прорыв…»
Региональная авиация способна кардинально решить множество экономических и социальных проблем, и ее развитие перешло в разряд большой политики, что, безусловно, внушает оптимизм.