Рынок кредитования физических лиц (без учета ипотеки) с начала текущего года показывает непрерывное снижение темпов роста. Так, по данным ЦБ, на 01.10.2014 года банками было выдано населению 11,07 трлн. рублей, это минимальный показатель по увеличению кредитного портфеля с посткризисного времени – всего +17% за год. Данная негативная тенденция не обошла стороной и рынок автокредитования.
С января по октябрь 2014 года банки выдали не более 675 тысяч автокредитов, что на 15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля автокредитов снизилась на 25% и на данный момент составляет не более 38% (в 2013 году она была на уровне 50%, в 2012 году – 45%, в 2011 году – 40%). Таким образом, сейчас на рынке мы наблюдаем максимально низкий показатель за последние 4 года. Если макроэкономическая ситуация в стране в ближайшее время существенным образом не изменится в положительную сторону, то можно прогнозировать, что доля кредитных автомобилей продолжит снижаться и уже в 2015 году этот показатель опустится до отметки 30-35%.
Объем займов на покупку автомобилей, полученных гражданами за первые 10 месяцев текущего года, сократился на 10% до 369,2 млрд. руб.
По мнению аналитиков «Секвойя Кредит Консолидейшн», сложившуюся ситуацию можно объяснить рядом объективных причин.
Во-первых, в отличие от текущего года в прошлом, 2013 году, действовала программа Минпромторга по стимулированию продаж в кредит автомобилей, по которой предоставлялась существенная скидка к процентной ставке, из-за чего, в том числе, росла заинтересованность граждан в автокредитах. В 2014 году эта программа прекратила свое действие, что непосредственным образом сказалось на снижении количества автомобилей, приобретенных в кредит.
Во-вторых, на рынке автопродаж последние несколько месяцев наблюдается заметное перераспределение интересов потенциальных покупателей в сторону подержанных автомобилей. Многие россияне вообще приняли решение отложить на неопределенный срок приобретение нового автомобиля. Этой осенью предпочтение отдавалось вложению имеющихся накоплений в покупку недвижимости, в том числе, и с помощью ипотечного кредитования, а также формированию сбережений.
Кроме того, необходимо также учесть, что на падение рынка автокредитования повлияло и то, что банки на фоне общей закредитованности населения и роста уровня просроченной задолженности по платежам повысили ставки и на автокредиты, а также увеличили первоначальные взносы - в среднем процент по кредитным программам вырос на 2-3%, а ставка первоначального взноса повысилась на 10%, все это снижает привлекательность автокредитования в глазах потенциальных заемщиков.
Также стоит отметить, что сегмент кредитования автомобилей изначально подразумевает залог (в качестве которого непосредственно выступает сам автомобиль), однако в отличие, например, от квартиры, машина теряет в цене каждый месяц и при реализации предмета залога в случае дефолта заемщика кредитор получит максимум 50-60% от суммы ранее выданного кредита, что делает данный сегмент кредитования менее привлекательным для банка с точки зрения его надежности.
Средний размер автокредита составляет сегодня в среднем 546,9 тыс. рублей, что на 11% больше, чем годом ранее. Основная причина – рост стоимости самих автомобилей, особенно это касается машин иностранного производства.
Однако несмотря на то, что рынок автокредитования замедлил свой рост, просроченная задолженность в данном сегменте продолжает увеличиваться. На 01.11.2014 года просрочка составила 56,73 млрд. рублей, рост с начала года – более 35%. По итогам года данный показатель может составить около 59 млрд. рублей, что будет означать ее годовой прирост в размере 40,4%. Это рекордное увеличение за последние 3 года – в период 2012-2013 г.г. ежегодный рост не превышал 25%.
Увеличение просроченной задолженности связано с рядом факторов: ухудшение финансового положения населения (реально располагаемые доходы населения выросли за год всего на 0,6% при росте инфляции 8%). Очевидно, что при текущем уровне закредитованности заемщикам все сложнее соблюдать платежную дисциплину (средний показатель по стране составляет 1,7 кредита на должника (в прошлом году 1,4), максимальный – 17-20 просроченных кредитов разным банкам у одного заемщика). Увеличилась и доля граждан, обслуживающего одновременно несколько кредитов, равно как и выросла доля ежемесячного дохода, которая идет на их оплату (сегодня показатель DTI (отношение долга к доходам) порой достигает 45% (критическим считается показатель в 50%).
Ухудшение платежеспособности населения в данном сегменте кредитования легко подтверждается и сроком выхода на первую просрочку. Если год назад средний заемщик переставал обслуживать кредит за купленный автомобиль через 24,4 месяца (или через 2 года), то сейчас этот показатель 14,9 месяца (или 1,2 года) – то есть всего за 1 год платежеспособность населения в данном сегменте кредитования снизилась практически в 2 раза.
Еще раз стоит отметить, что сейчас банки как никогда озабочены своими финансовыми показателями, поэтому в отличие от предыдущих лет кредиты на покупку автомобиля они выдают более осторожно, внимательно оценивая заемщика и стараясь минимизировать свои риски. Кроме того, кредиторы в разы повысили свои требования к кредитной истории заемщика и его финансовому положению.
Следствием общего роста объема просроченной задолженности по автокредитам является и увеличение данного сегмента в портфеле коллекторских агентств. На сегодня на долю автокредитов приходится около 15%, в 2012 году данный показатель был на уровне 10%, в 2011 – 4,4%, в 2010 – 2,1%, 2009 – 1,2%.
Среди проблемных регионов, в которых процент задолженности выше, чем у остальных, числятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Ростовская область, Новосибирская область, Самарская область, Тюменская область, Пермский край, Республика Татарстан.
Значительный рост демонстрирует и средний размер задолженности в данном сегменте: в 2012 году – 226,4 тыс. рублей, в 2013 году – около 323,1 тыс. рублей, в 2014 году –385,97 тыс. рублей – данная динамика связана с увеличением роста ставок кредитования в России – в среднем они сейчас составляют 16% (в 2013 – 13%), а также с ростом цен на сами автомобили. Средневзвешенная цена легковых автомобилей в России выросла с начала года на более чем 9% до 990 тыс. рублей (в 2013 году – 900 тыс. рублей, в 2012 году – 848,85 тыс. рублей), что является рекордным показателем за всю историю наблюдения за авторынком.
Президент «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева: «Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен тем, что на фоне снижения темпов роста рынка кредитования происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012-2013 года, когда банки следовали более либеральной политике выдачи кредитов. Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи, и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось. Также произошли изменения и в работе с просроченной задолженностью – к нам в работу стали поступать долги на более раннем сроке просрочки. Такие изменения дают возможность коллекторам работать не только на этапе взыскания полной суммы выданного кредита, но и возвращать заемщиков в график платежей, предотвращая дефолт и сохраняя клиента для банка».