Совет потребителей услуг ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) выступает против инициативы министерства транспорта РФ ограничить выдачу "номеров" на новые вагоны, которая фактически запрещает использовать подвижной состав, произведенный после 1 июля 2014 г. и не обладающий улучшенными техническими характеристиками или приобретенный ж/д операторами не для замены списываемых вагонов.
"Присвоение "номеров" грузовым вагонам фактически означает допуск к (их - ИФ) использованию в перевозках. Согласно проекту изменений в приказ (Минтранса - ИФ) вводится норма, которая ограничивает возможность присвоения "номеров" и фактически запрещает использование вагонов, произведенных после 1 июля 2014 г., если они не приобретены для восполнения списанных или не относятся к категории "инновационных", - отмечает Совет.
Минтранс в своих пояснениях указывает, что такое регулирование позволит решить проблему профицита вагонов на железных дорогах РФ. Однако Совет отмечает, что, "по другим оценкам", переизбыток не превышает 100 тыс. вагонов, причем в это число входит и "резерв", который может быть задействован при увеличении перевозок. Кроме того, проект не учитывает, что значительная часть вагонов уже выводится собственниками из оборота - в связи с запретом на продление сроков службы без модернизации и повторной сертификации (в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, вступившим в силу 2 августа). А это также сокращает профицит.
"В частности, прогнозируется, что из эксплуатации ежегодно будет выводиться до 50 тыс. вагонов", - говорится в сообщении. Как отмечает глава Совета потребителей Сергей Мальцев, оптимальное использование инфраструктуры уже сейчас достигается прогрессивными методами управления грузовым движением (увеличением веса поезда, повышением маршрутизации, элементами обезличивания общего парка и прочим). "За 9 месяцев 2014 г. грузооборот на ж/д транспорте вырос на 6,1%, а скорость доставки грузов - выросла, несмотря на одновременный прирост вагонного парка на 2,7% (маршрутная - на 21%, групповая - на 13%)", - отметил С.Мальцев (его слова приводятся в сообщении).
В то же время, по мнению Совета, предлагаемая норма будет иметь негативные последствия не только для железнодорожной отрасли, но и для непосредственных потребителей услуг РЖД. В первую очередь она затронет ж/д операторов, поскольку ограничения на выдачу "номеров" создадут барьеры для реализации инвестиционных планов, а конкурентоспособность компаний с относительно новым парком грузовых вагонов будет снижена по сравнению с коллегами, имеющими "старый" парк.
Косвенно предлагаемая мера коснется и грузовладельцев, поскольку ограничение предложения на рынке грузовых вагонов создаст условия для роста ставок предоставления вагонов и повысит совокупные транспортные затраты. Наиболее же негативное влияние испытают вагоностроительные предприятия. "По мнению Совета, многие заводы, большинство из которых является градообразующими, будут не способны гибко перестроить производство под "инновационные" вагоны", - говорится в сообщении.
"В случае принятия новых правил в 2015 г. ожидается падение выпуска только по полувагонам как минимум на 60%, по прочим родам выпуск может сократиться на 100%. Это приведет к коллапсу в вагоностроительной отрасли", - отметил С.Мальцев. Кроме того, стоит опасаться стагнации на рынке услуг по предоставлению грузовых вагонов, формирование спекулятивного рынка "старых" грузовых вагонов для получения "номеров" и стагнации производства грузовых вагонов.
В ближайшее время Совет потребителей намерен представить в правительство РФ собственные рекомендации по поводу того, как повысить эффективность и конкурентоспособность ж/д транспорта за счет экономического стимулирования и настройки нормативной базы, касающейся перевозочного процесса.
Совет потребителей - совещательно-консультационный орган при правительственной комиссии по транспорту, созданный с целью доведения до сведения регуляторов и РЖД позиции потребителей по инвестиционным программам и тарифам на услуги естественной монополии для достижения баланса интересов участников перевозочного процесса.