Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Транспортная отрасль: как преодолеть отсталость инфраструктуры?». Её участники считают уровень развития дорожно-транспортной инфраструктуры в России недостаточным, что объясняется множеством объективных факторов. Улучшить ситуацию в данной сфере позволило бы ужесточение контроля за строительством и расходованием бюджетов, а также привлечение на выгодных условиях частных инвесторов.
Уровень развития дорожно-транспортной инфраструктуры в России не соответствует потребностям экономики, считают участники организованной «Финамом» конференции. По их мнению, данная проблема связана с недостаточно эффективным планированием развития дорожной сети, дефицитом инвестиций, а также опережающим ростом автопарка.
Транспортные проблемы существуют во всех городах России, отмечает глава инжирингового холдинга «КИТ», член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Александр Толстых: «На мой взгляд, в большинстве случаев проблема в неправильном градостроительном планировании. Например, в Краснодаре на узкой улочке, которую априори не расширить, сносят избушку и вместо неё строят многоэтажное здание коммерческого назначения. Соответственно, по этой же улочке скоро будет ежедневно ездить на несколько сотен авто больше». По мнению г-на Толстых, необходимо развивать агломерации и снимать нагрузку с перегруженных центральных районов городов.
По данным Росавтодора, в 2013 году федеральное финансирование автомобильных дорог составило 363,7 млрд рублей, при этом в 2014 году на эти цели планируется израсходовать 399,6 млрд рублей – приводит данные статистики ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Тем не менее, отмечает он, адекватное финансирование не меняет кардинально ситуацию, на что есть ряд причин: «Во-первых, потому, что нагрузка на дороги растёт опережающими темпами <…>. Во-вторых, не всегда соблюдаются технологии и нормативы по строительству и ремонту дорог. И, наконец, нет персональной ответственности дорожников за качество дорог. Изменить ситуацию могла бы передача дорог, если не в собственность, то хотя бы в управление дорожным организациям. <…> То есть, у каждой дороги должен быть хозяин, который своими деньгами будет отвечать за её качество».
Улучшению качества дорожного покрытия могло бы помочь изменение норм строительства, ремонта и эксплуатации дорог, а также ужесточение правил передвижения по автодорогам, считает г-н Баранов: «Условия эксплуатации и содержания наших дорог таковы, что даже покрытие, которое прошло испытания в лаборатории, может через некоторое время не выдержать и на дороге появятся колейность и выбоины, а то и ямы». В странах Европы идет постоянный процесс развития новых технологий, ссылается на зарубежную практику г-н Толстых: «В частности, стабилизация грунта (дорожная рубашка укладывается не на щебень, а сразу на закрепленный химически и механически грунт). Но у нас выгоднее ежегодно производить ремонт».
Затраты на реализацию инфраструктурных проектов следует оптимизировать, уверен г-н Толстых. При этом участники конференции считают необходимым привлечение частных инвестиций в сферу дорожного строительства. «Частные инвесторы будут готовы вкладывать деньги в инфраструктурное развитие (будь то канатные дороги или платные трассы) при фиксации своего участия в данных проектах в долгосрочном периоде. Даже при введении тарифного регулирования», – предполагает г-н Толстых. Также для частных инвесторов очень важны абсолютные гарантии возврата их средств и довольно короткие сроки окупаемости проекта, добавляет г-н Баранов: «Некоторые проекты транспортной инфраструктуры могут заинтересовать инвесторов, если будут соблюдены вышеназванные условия».