5 марта в Москве в рамках Международной выставки по неразрушающему контролю и технической диагностике в промышленности NDT состоялось заседание Подкомитета Некоммерческого Партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» «Системы неразрушающего контроля железнодорожного подвижного состава, его составных частей, технических устройств и компонентов железнодорожной инфраструктуры».
Заседание возглавил Председатель Подкомитета НП «ОПЖТ», заместитель директора НИИ мостов и дефектоскопии Григорий Дымкин.
В заседании приняли участие 59 представителей российских и зарубежных предприятий, а также профильных институтов. Среди них, в частности, НИИ мостов, ЗАО «ТСЗ «Титран – экспресс», ЗАО «ТМК», ООО «МСКБВ», ОАО «ВНИИЖТ», ОАО «ПГК», ПКБ ЦВ ОАО «РЖД», ООО «Трансолушнз СНГ», ОАО «Завод точного литья», ООО «РДМ-Вигор» (Молдова), ПАО «Азовобщеммаш» (Украина), ОАО «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем», ОАО «ВРК-1», ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ООО «ПК «НЭВЗ», ООО «Уральский центр аттестации», ОАО «Алтайвагон», ЗАО «ТВСЗ», ООО УК «РэйлТрансХолдинг», АНО «ИПЕМ», ОАО «ВМЗ», ОАО «ВРК-2», ОАО «ВРК-3», ООО «НПП Промприбор», ООО «Трансвагонмаш», ЗАО «НПО «Интротест», НПП «Машиностроение» (Украина), ООО «Промтрактор-Промлит», ООО «Вотум», ОАО «Рославльский ВРЗ, ОАО НПК «Уралвагонзавод», ООО «Микроакустика-М»,», ООО «ПК Бежицкий сталелитейный завод», ООО «НПК Луч» и другие.
Ключевым вопросом заседания стало обсуждение новых задач и технологий неразрушающего контроля объектов железнодорожного транспорта. Участники также рассмотрели нормативные требования к средствам неразрушающего контроля (НК) продукции для железнодорожного транспорта, а также эффективные области применения инновационных средств НК в задачах контроля объектов железнодорожного транспорта.
В ходе заседания начальник отдела ультразвуковой дефектоскоп НИИ мостов Александр Шевелев рассказал, что неразрушающий контроль объектов железнодорожного транспорта сегодня регламентируется руководящими документами, правилами НК, а также стандартами ОПЖТ и ОАО «РЖД». «Эти нормативные документы, как правило, содержат ряд функциональных и технических требований к средствам, реализующим соответствующие методы неразрушающего контроля. В технологической документации также могут быть конкретизированы отдельные или дополнены нормативные требования применительно к конкретным приборам», - отметил он.
По его словам, стандарт «Система неразрушающего контроля в ОАО «РЖД» определяет общие требования к средствам неразрушающего контроля элементов, деталей, сборочных единиц и соединений технических средств железнодорожного транспорта.
Согласно его общим положениям, средства НК, прежде всего, должны обеспечивать возможность реализации технологий НК конкретных объектов железнодорожного транспорта. Во-вторых, средства НК, должны быть внесены в государственный реестр средств измерений или аттестованы, а также внесены в отраслевой реестр средств измерений, испытательного оборудования и методик выполнения измерений, применяемых в ОАО «РЖД».
Кроме того, средства должны иметь действующие свидетельства о поверке (калибровки) или аттестации и проходить ежесменную проверку работоспособности и проверку (настройку) основных параметров контроля в соответствии с технологической документацией, а также подвергаться техническому обслуживанию и ремонту в установленные сроки в соответствии с требованиями эксплуатационных документов.
На сегодняшний день к средствам НК относят дефектоскопы, аппаратно-программные комплексы, электронные блоки автоматизированных или механизированных установок, первичные преобразователи, вспомогательные измерительные приборы. Помимо основной аппаратуры НК, есть также вспомогательное оборудование, включающее средства сканирования, размещения и перемещения объекта контроля; дефектоскопические материалы и средства метрологического обеспечения НК (меры, контрольные и настроечные образцы для НК).
«Испытания средств НК в целях утверждения типа проводится специализированными Государственными центрами испытаний. На основании этих испытаний Росстандартом утверждается тип средств измерения. Далее в Государственный реестр средств измерений вносятся следующие сведения о нем: наименование; регистрационный номер; сведения об изготовителе; наименование Государственного центра испытаний; срок действия сертификата; межповерочный интервал; методика поверки», - сообщил начальник отдела ультразвуковой дефектоскоп НИИ мостов Александр Шевелев.
Также в ходе мероприятия о новых средствах и материалах неразрушающего контроля рассказали представители компаний ООО «РДМ-Вигор», ЗАО «ТМК», ООО «Вотум», ЗАО «НПО «Интротест».
По словам председателя Подкомитета НП «ОПЖТ» Григория Дымкина, ожидается, что следующее заседание состоится уже в первой половине апреля.