«Реализация транспортной стратегии невозможна без создания единого навигационно-информационного пространства на всей территории России. Несмотря на то, что для этого есть целый ряд объективных предпосылок, таких как запуск системы «ЭРА-ГЛОНАСС», информационно-навигационное обеспечение автомаршрутов по коридорам «Север-Юг» и «Восток-Запад», формирование региональных навигационно-информационных центров (РНИЦ) в субъектах РФ и пр., существуют и серьезные препятствия. Основные вопросы, требующие решения, главным образом сосредоточены в сфере государственного нормативно-правового регулирования и стандартизации», - отметил генеральный директор НИИ Прикладной Телематики (входит в СпейсТим холдинг) Виталий Полторацкий на IV Международном Форуме «Россия - Иннотех 2013».
Эксперт НИИ Прикладной Телематики отметил, что ключевыми драйверами российского навигационного рынка в ближайшие несколько лет станут: система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», система тахографического контроля, система взимания платы и комплексная информационно-аналитическая система контроля транспортных средств (КИАСК ТС) для контроля перевозки пассажиров и опасных грузов на федеральных трассах. По словам Виталия Полторацкого, интеграция вышеуказанных систем, различных по составу и назначению, позволит создать единую технологическую базу для предоставления навигационно-информационных услуг. Однако, как отметил г-н Полторацкий, системы на данный момент развиваются отдельно друг от друга - в этом и заключается основная сложность. В конечном итоге это может привести появлению на рынке огромного количества оборудования, выполняющего различные функции.
«Только представьте, что на транспортном средстве, например, перевозящем пассажиров или опасные грузы, установлено 4 вида бортового оборудования, каждое из которых взаимодействует исключительно со своей системой и решает специфические задачи (подача сигнала тревоги при возникновении ДТП, оплата проезда с большегрузного транспорта, контроль работы водительского состава, обеспечение безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов). Это дорого и неэффективно». Не способствует формированию единого навигационно-информационного пространства на межрегиональном уровне и отсутствие требований к создаваемым в регионах России РНИЦ», - отметил Виталий Полторацкий.
Для эффективного решения вышеперечисленных вопросов эксперт предлагает использовать наиболее масштабную и универсальную инфраструктуру федеральной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» для дальнейшего развития отраслевых навигационно-информационных систем транспортного комплекса. По мнению г-на Полторацкого, необходимо разработать линейку унифицированного оборудования, которое бы одновременно взаимодействовало с ключевыми инфраструктурными системами («ЭРА-ГЛОНАСС», тахографический контроль, взимание платы, контроль перевозок пассажиров и опасных грузов) и закрепить юридическую значимость навигационных данных, сертифицировав ГЛОНАСС оборудование в качестве устройства с измерительными функциями. Для этого необходимы точные картографические данные, а именно, выработка унифицированных требований к картографической продукции, используемой в государственных информационных системах.
«Что касается решения вопроса межрегиональной совместимости, то здесь крайне необходимо разработать требования по унификации РНИЦ, утвердить их как национальные стандарты, попутно начав сертификацию на соответствие», - резюмировал Виталий Полторацкий.
В целом, по мнению г-на Полторацкого, принятие подобных принципиальных решений на высшем государственном уровне приведет к унификации создаваемых сегодня федеральных и региональных систем по всем направлениям, что создаст все предпосылки для образования единого навигационно-информационного пространства транспортного комплекса РФ уже в ближайшем будущем.
IV Международный Форум «РОССИЯ-ИННОТЕХ 2013» «Инновационные технологии и экономические механизмы для реализации целей и задач Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г.» состоялся 21 ноября в Москве. Организатором мероприятия выступили Союз транспортников России и компания «Партнерство международное деловое сотрудничество» (PIBD). Международный Форум прошел при поддержке Государственной Думы РФ и, в соответствии с решением Организационного Комитета, продолжил историю и традиции Форума «Транспортная инфраструктура России - инновационный путь развития».
IV Международный Форум посвящен поиску путей развития транспортной инфраструктуры и стимулирования инвестиций в транспортное машиностроение, разработке новых экономических методов и их внедрению в реальную экономику с учётом национальных особенностей, интересов государства и частного бизнеса.