Компанией ООО «Спецдортехника» около трех лет назад была разработана уникальная передвижная лаборатория КП-514СМП «Трасса» для диагностики автомобильных дорог, не имеющая аналогов и конкурентов в России. Лаборатория разработана на базе комфортабельного автомобиля Transit Jumbo, переоборудованного и полностью адаптированного внешне и внутренне для дорожных исследований.
С начала запуска передвижных лабораторий было выпущено более 20 лабораторий, из них 17 шт. в 2012 г., 7 шт. и 5 модернизированных в первом полугодии 2013 г.
При производстве учитывались пожелания заказчиков, поэтому лаборатории различаются не только по составу измерительных систем и дополнительного оборудования, но имеют различные компоновочные решения. Несколько лабораторий выпущены на базе Volkswagen Crafter и ГАЗ-3221.
Оглядываясь назад можно проследить эволюцию усовершенствования лаборатории Трасса.
Первым крупным шагом была оптимизация энергопотребления измерительных систем лаборатории. Так в системе измерения поперечной ровности на базе плоскостных лазеров были применены высокочувствительные камеры, что позволило отказаться от необходимости установки световой балки. При сборке системы управления измерениями начали использовать компьютер в промышленном исполнении с питанием от сети, напряжением 12V. В результате, отпала необходимость обязательного использования автономной системы электроснабжения на базе бензогенератора. В выпускаемых в настоящее время лабораториях все измерительные системы запитываются от системы электроснабжения базового шасси.
Отказ от установки бензогенератора позволил использовать в составе лаборатории динамометрический прицеп ПКРС-2У. Для него высвободилось место в задней части салона лаборатории. Учитывая пожелания заказчиков, на лабораторию начали устанавливать систему определения конструкции дорожной одежды по слоям. Результаты зондирования георадаром выводятся в единую базу данных. Добавлена система определения состава транспортного потока по 4 полосам (скорость, состав объектов, интервалы между объектами) с помощью автоматического видеоанализатора. Все это существенно расширило функциональные возможности лаборатории.
Специалистами отдела передвижных лабораторий были также модернизированы прицепные установки. В состав установки динамического нагружения ДИНА-3 были добавлены акселерометрическая система для измерения параметров чаши прогиба и вебкамера, позволяющая оператору наблюдать за работой установки, не выходя из лаборатории. В прицепе ПКРС-2У была переработана система водополива с целью гарантированного обеспечения требуемой толщины водяной пленки. Датчик линейных перемещений для измерения коэффициента сцепления заменен на лазерный.
Отказ от прицепных установок ПКР-1 и размещение системы измерения продольной ровности по IRI на самом базовом шасси под днищем автомобиля по двум колеям наката позволили освободить значительное рабочее пространство в салоне, отпала необходимость в выгрузке и загрузке прицепов в лабораторию, существенно повысить надежность работы оборудования.
Специалистами ООО «Титул-2005» была проведена большая работа по доработке программного комплекса передвижной лаборатории, обеспечению одновременной работы всех измерительных систем, установлению форматов выходных результатов измерений и пост-обработки, совместимых с требованиями автоматизированного банка дорожных данных.
Интерфейс программного комплекса передвижной лаборатории позволяет контролировать электропитание оборудование, проверять (диагностировать) работоспособность, производить юстировку и настройку измерительных систем.