В апреле 2013 г. агентство маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка самолетов.
Объем авиаперевозок в России растет. При этом российская авиационная отрасль становится все более концентрированной, все большая доля перевозок и грузооборота приходится на Топ-5 крупнейших авиакомпаний.
Снижается доля региональных перевозок на фоне роста перевозок зарубежных.
Объем внутрироссийских перевозок без пересадки в Москве падает. Прирост перевозок у крупнейших перевозчиков сосредоточен в основном на перевозках через Москву.
Российский авиапарк нуждается в обновлении. Особенно это касается региональной авиации. До 2015 года ожидается вывод из эксплуатации большинства Ту-134, Як-40 и Ан-24, возраст которых успел превысить 30 лет.
Что касается отечественного авиастроения, отрасль не способна обеспечить потребности российских авиаперевозчиков. Усилия ОАК сконцентрированы на двух новых российских разработках, МС-21 и, SSJ-100, которыми предполагается заменить стареющие Ту-154 и Ту-204 и импортные Boeing 737 и Airbus A320. При этом остальным проектам уделяется мало внимания, а как следствие и финансирования. Основная проблема, подрывающая спрос на продукцию российского авиастроения, - штучность, несерийность производства, что несет риски для авиавладельцев и подрывает их интерес к заказам таких машин. В частности авиаперевозчики готовы заказать внушительное число Ан-148 при условии запуска в серию. Постпродажное сопровождение отечественных самолетов еще недостаточно хорошо налажено, что отражается на стоимости комплектующих и обслуживания.
Серийное производство модели SSJ-100 набирает обороты, но план производства пока выполняется только частично.
В структуре импорта самолетов преобладают подержанные машины старше 10 лет. По объемам импорта лидирует продукция фирмы “Boeing” и “Airbus”. Авиаперевозчиками России больше всего закупается среднемагистральных машин, на долю которых приходится 67 % рынка.
Авиационный рынок России имеет перспективы для роста, но отрасль нуждается в инвестировании. Инвестиций требует региональная транспортная инфраструктура, аэропорты. Российское авиастроение требует совершенствования системы постпродажного обслуживания и наладки полноценного серийного производства перспективных моделей самолетов.