26 апреля в Москве состоялось заседание Комитета по локомотивостроению и их компонентов Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники», посвященное вопросам сервисного обслуживания локомотивов.
Модератором заседания выступил Председатель Комитета по локомотивостроению и их компонентов, вице-президент НП «ОПЖТ», технический директор ЗАО «Трансмашхолдинг» Владимир Шнейдмюллер.
В заседании приняли участие представители российских и зарубежных компаний и предприятий. Среди них, в частности, Центр технического аудита ОАО «РЖД», ЗАО «Трансмашхолдинг», ЗАО «УК «БМЗ», ЗАО «Рослокомотив», ОАО «НИИАС», ОАО «Звезда», ООО «Уральские локомотивы», ООО «Сименс», ОАО «Транспневматика», ОАО «Электромеханика», ООО «СТМ-Сервис», МТЗ Трансмаш, ЗАО «ЭлектроСИ», ОАО «ВНИКТИ», ОАО «Элара», ОАО «Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры», ООО «ТМХ-Сервис», ЗАО НИЦ «Кабельные Технологии», ПАО НПП «СЭМЗ», ООО «Представительство НПП «СЭМЗ», ООО «ПК «НЭВЗ», ООО «АББ», ЗАО «Диэлектрик», Концерн «Тракторные заводы», ЗАО «Остров-СКВ», ОАО «Волгодизельавтомат» и ОАО «Коломенский завод».
Ключевой темой заседания стало обсуждение перехода на сервисное обслуживание как основы повышения ответственности изготовителя за техническое состояние локомотива в течение всего жизненного цикла.
Открывая заседание, Владимир Шнейдмюллер отметил, что в условиях возрастающей конкуренции отечественным предприятиям необходимо уделять большое внимание улучшению сервисного обслуживания локомотивов, чтобы укреплялась связь между производителями и эксплуатирующими организациями.
По сравнению с зарубежными компаниями опыт отечественных предприятий в этой области пока невелик. В связи с этим важно последовательно прорабатывать все возникающие здесь вопросы. В частности, необходимо понять, как меняется взаимодействие в области сервисного обслуживания между комплектаторами и заводами-изготовителями. «Самый главный вопрос, которому необходимо уделять большое внимание, – это пересмотр технических условий на поставляемую продукцию, поскольку многие из них были разработаны довольно давно. В этом вопросе, прежде всего, сами комплектаторы должны проявить инициативу», - подчеркнул Владимир Шнейдмюллер.
Сегодня руководство по эксплуатации создается в тесном сотрудничестве с ОАО «РЖД». «Необходимо достичь такого уровня руководства по эксплуатации, когда оно было бы единственным документом при рассмотрении спорных вопросов», - сказал вице-президент НП «ОПЖТ».
Если эксплуатационник полностью выполняет все, что написано, к нему не должно возникать никаких вопросов. Важно, чтобы руководство по эксплуатации было рабочим документом, который все знают. «В свою очередь, документом в решении спорных вопросов между заводами-производителями и комплектаторами, считаю, что должны быть технические условия. И соответственно если комплектатором эти условия выполняются, значит, завод должен искать у себя, что делается не так, почему оборудование, поставленное по его техническим условиям, отказывает», - отметил Владимир Шнейдмюллер.
Соответственно либо техническое условие написано неправильно и его снова надо разбирать, либо в самой технике не выполняются те параметры, которые прописаны в техническом условии. Это должно серьезно выполняться. «Необходимо привести в соответствие эти условия, чтобы они работали как документ, на основании которого будут решаться все споры между предприятиями», - добавил он.
По его словам, при этом важно не затягивать с пересмотром технических условий на поставку комплектующих.
В ходе заседания заместитель генерального директора ЗАО «Рослокомотив» Иван Милютин рассказал о взаимодействии изготовителя локомотивов с сервисной компанией, а также реализации обслуживания локомотивов силами завода-изготовителя. По его словам, тотальный контроль позволяет избегать ряда нюансов, которые возникали во время эксплуатации. Сегодня обслуживание максимально направлено на сокращение времени простоя локомотива. К примеру, на предприятиях Трансмашхолдинга исчезают такие нюансы, как предъявление штрафных санкций за период простоя при длительном ремонте. Помимо этого, ведется работа по модернизации локомотивов, которые вышли с гарантии.
Начальник департамента научно-технического развития ООО «ТМХ-Сервис», д.т.н., профессор Игорь Лакин представил собравшимся мониторинг технического состояния и режимов эксплуатации локомотивов по данным бортовых микропроцессорных систем управления.
По его словам, создание системы мониторинга стало возможным благодаря широкому развитию и внедрению бортовых микропроцессорных систем управления локомотивов (МСУ). «В депо нет людей, занимающихся диагностикой, поэтому в ТМХ-Сервис созданы 11 групп диагностики. Цель их создания – разработать технологию диагностирования технического состояния и нарушений режимов эксплуатации локомотивов по данным МСУ, повысить надежность локомотивов», - рассказал Игорь Лакин.
У всех МСУ есть возможность считать накопленную информацию с помощью переносной флеш-памяти. При этом современные средства связи позволяют передать информацию с МСУ по радиоканалу в автоматическом режиме либо через оператора сотовой связи GPRS (GSM) в течение всей поездки в режиме он-лайн, либо по Wi-Fi при заходе в депо или на станцию. При этом место для расшифровки диагностических данных МСУ необходимо автоматизировать.
По словам Игоря Лакина, цели создания системы мониторинга технического состояния и режимов эксплуатации локомотивов заключаются в следующем: исключение нарушения режимов эксплуатации, исключение некачественного ремонта локомотивов, выявление предотказных состояний и их устранение, контроль исправности самих МСУ, управление Индицентами и Проблемами (согласно ISO20000), создание замкнутой системы управления надежностью.
Вице-президент НП «ОПЖТ» Владимир Шнейдмюллер отметил, что надо развивать это направление. «Мы должны видеть и учитывать динамику отказов, здесь важно выработать новую методику учета. Производитель заинтересован в качестве продукции, поскольку конкуренция растет, и покупать будут у того, у кого техника меньше отказывает», - добавил он.
В ходе заседания с докладом выступил также начальник отдела Сервисного центра сопровождения разработок систем управления и обеспечения безопасности движения поездов и тягового подвижного состава ОАО «НИИАС» Олег Покусаев. Он рассказал о повышении эффективности управления надежностью тягового подвижного состава.
Участники заседания согласились с тем, что важно уделять большое внимание улучшению сервисного обслуживания локомотивов, а также пересмотру технических условий на поставку комплектующих.
Подводя итоги заседания, вице-президент НП «ОПЖТ» Владимир Шнейдмюллер отметил, что к обсуждению этих вопросов участники вернутся через несколько месяцев, чтобы посмотреть каких результатов удалось добиться предприятиям в вопросе пересмотра технических условий.
Некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» образовано для системной координации деятельности предприятий отрасли, которая призвана на основе интеграции финансовых и интеллектуальных ресурсов способствовать инновационному технологическому подъему на железнодорожном транспорте и в отечественном машиностроении.
Первомайск Нижегородской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.