27-28 февраля в Брюсселе в штаб-квартире Европейского союза железнодорожной промышленности UNIFE состоялось очередное заседание консультативного совета IRIS. В совещании приняли участие представители компаний производителей железнодорожной техники Siemens, Bombardier, Alstom, Knorr-Bremse, AnsaldoBreda, компаний операторов железнодорожного транспорта SNCF, NedTrain, CFF/SBB, SNCB. С российской стороны в мероприятии участвовали представители ОАО «Российские железные дороги» и Некоммерческого Партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники».
Состоявшееся заседание позиционируется как отправная точка нового витка эволюции IRIS. В настоящее время, спустя семь лет после своего появления, стандарт успешно зарекомендовал себя как эффективный инструмент повышения качества и эффективности поставок в железнодорожной отрасли. Однако для повышения статуса документа, выхода на новый уровень необходимо вовлечение в процесс компаний операторов как основных потребителей железнодорожной продукции.
Участники заседания отметили, что помимо снижения производственных издержек и повышения качества процессов создания ценности у производителей, именно железнодорожные операторы в конечном итоге становятся основными выгодоприобретателями от внедрения стандарта IRIS. Таким образом, инициатива по внедрению требований IRIS на предприятиях, производящих железнодорожную технику, прежде всего, должна исходить от операторов.
В связи с этим представители Центра менеджмента IRIS уделили особое внимание успехам, достигнутым компанией ОАО «РЖД». Активное внедрение требований стандарта на территории России благодаря координации ОАО «РЖД» и НП «ОПЖТ» позволило сегодня уже 13 предприятиям выстроить свои производственные процессы в соответствии с международной практикой, а более 70 – активно включиться в работу по достижению требований стандарта IRIS.
Менеджментом IRIS особо отмечены положительные тенденции внедрения этого стандарта на предприятиях, ответственных за техническое обслуживание тягового подвижного состава. К примеру, первым в мире таким предприятием, сертифицированным на соответствие требованием стандарта, стало ОАО «Ростовский электровозоремонтный завод».
Дополнительным импульсом к распространению стандарта IRIS в России стала договоренность с UNIFE о начале процесса официальной дистрибуции электронной версии стандарта на русском языке через федеральную систему ФГУП «СтандартИнформ». Электронная версия стандарта будет доступна для приобретения на сайте ФГУП «СтандартИнформ» уже во втором квартале 2013 года.
Кроме того, в рамках встречи состоялись переговоры с вице-президентом компании Bombardier по качеству и процессным улучшениям Ф. Краустом. В ходе переговоров обсуждались вопросы проведения практического семинара по внедрению требований стандарта IRIS на площадке одного из крупнейших инжиниринговых центров компании, расположенного в Риме (Италия).
Представителями Центра менеджмента IRIS подтверждены даты проведения обучающего семинара, который состоится на площадке НП «ОПЖТ» в Москве в период с 25 по 27 марта текущего года. В семинаре примет участие генеральный менеджер группы IRIS Б. Кауфман.
Некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» образовано для системной координации деятельности предприятий отрасли, которая призвана на основе интеграции финансовых и интеллектуальных ресурсов способствовать инновационному технологическому подъему на железнодорожном транспорте и в отечественном машиностроении.
Инициатором разработки Международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS стал Европейский союз железнодорожной промышленности (UNIFE), при поддержке большинства международных производителей железнодорожной техники. Стандарт IRIS создан на основе международного стандарта управления качеством ISO 9001, с учетом специфики железнодорожного транспорта для наиболее эффективного контроля всех особенностей процессов при производстве и эксплуатации железнодорожной продукции. Главная цель стандарта IRIS – создание взаимовыгодных условий для всех заинтересованных сторон – операторов железных дорог, изготовителей подвижного состава и их поставщиков.