Согласно данным публикации PricewaterhouseCoopers «Обзор сделок слияния и поглощения в автомобильной отрасли», в 2008 году в результате общей неопределенности в экономике и автомобильной промышленности произошло снижение количества сделок слияния и поглощения, а также их стоимости. После периода исключительно высокой активности на этом рынке в 2007 году объем завершенных сделок снизился на 9% и составил 549 операций в 2008 году по сравнению с 604 годом ранее. В 2008 году заявленная стоимость сделок снизилась на 45% и составила 31,6 млрд долларов США по сравнению с 57,1 млрд долларов США в 2007 году. В связи с отсутствием доступного финансирования покупатели были вынуждены оставаться в стороне либо изменять стратегию и проводить менее существенные операции. Тем не менее, реорганизация отрасли, в особенности, если она связана с расширением доступа к средствам финансирования, может способствовать увеличению количества сделок.
В 2008 году было ощутимо отсутствие крупных сделок, которые определяли стоимость сделок на рынке в 2007 году. Девять из десяти сделок в 2008 году (в сравнении с пятью в 2007 году) осуществлялись покупателями активов в своей отрасли и лицами, приобретавшими активы в инвестиционных целях, специализирующимися на проблемных активах. Общая стоимость пяти крупнейших сделок 2008 года составила 16,3 млрд долларов США по сравнению с 33,0 млрд долларов США годом ранее. Несмотря на это, было заключено 13 сделок стоимостью более 500 млн долларов США, которые в совокупности составили 72% от общей заявленной стоимости сделок.
Самые крупные сделки, в основе которых лежит реализация стратегии консолидации и расширения на рынке, проходили в основном в Европе. Примерами таких сделок могут служить продолжение инвестиций в компанию Continental AG со стороны компании Schaeffler (3,2 млрд долл. США в 2008 году, что увеличило долю Schaeffler с 8% до 30%), приобретение компанией Volkswagen AG доли большинства в компании Scania (4,4 млрд долл. США) и приобретение компанией Tata Motors компании Jaguar Land Rover (2,3 млрд долл. США).
Среди крупных российских сделок 2008 года отмечается приобретение компанией Renault 25% долю акций открытого акционерного общества «Автоваз» (1,2 млрд долл. США), покупка британским авторитейлером Inchcape PLC 75% доли в группе компаний «Musa Motors» за 447 млн долл. США, а также приобретение на сумму 250 млн долл. США 10% доли акционерного капитала ОАО «КАМАЗ» немецким стратегическим инвестором Daimler AG.
В 2008 году на долю инвесторов пришлось лишь 17% от мировой стоимости сделок по сравнению с 44% в 2007 году и 54% в 2006 году. В частности, во второй половине 2008 года в США инвесторы в целом не проявляли активности, таким образом, стоимость завершенных в этот период сделок составила 271 млн долларов США против 2,5 млрд долларов США в первой половине года. Объем сделок снизился приблизительно на 17% – с 143 сделок в 2007 году до 118 сделок в 2008 году. В то же время, общая заявленная стоимость снизилась приблизительно на 78% – с 25,1 млрд долларов США в 2007 году до 5,5 млрд долларов США в 2008 году.
Вильфред Поточниг, директор, заместитель руководителя группы сопровождения сделок слияния и поглощения, PricewaterhouseCoopers в России, отметил:
«Поскольку ближайшая перспектива в автомобилестроении остаётся неопределённой, более низкие цены и объёмы сделок, отмеченные в 2008 году, могут служить лишь первыми признаками дальнейшего замедления активности на рыке слияний и поглощений. Повышение ликвидности и оживление кредитной деятельности на мировых финансовых рынках будут основным показателем оздоровления рынка слияний и поглощений. В ближайшей перспективе при относительно стабильном объёме сделок их стоимость (в случае её объявления), скорее всего, будет низкой или продолжит снижаться. Поток заключаемых сделок в результате экономического спада, скорее всего, сохранится на фоне мировой рецессии, кризиса в автомобильной промышленности и конструктивных мер по реструктуризации, ведущих к продаже все большего числа активов отрасли. Однако компаниям с солидной репутацией потребуется увеличить зону своего влияния на российском автомобильном рынке, а сделки слияния и поглощения могут стать подходящим инструментом для достижения этой цели. Будущий успех и стабильность компаний в значительной степени может зависеть от сделок слияния и поглощения, совершенных во время экономического кризиса».
Компании должны помнить, что успешные операции, проведенные в период экономического спада, исторически приносили бóльшую выручку. Жизнеспособные и успешные в финансовом отношении компании завтрашнего дня могут сформироваться при помощи сделок слияния и поглощения уже сегодня.
Информация для редактора:
1. За дополнительной информацией и комментариями обращайтесь, пожалуйста, к Анне Когосовой по тел.: +7 (495) 967-6172, e-mail: anna.kogossova@ru.pwc.com
2. Полная версия Ежегодного обзора сделок по слиянию и поглощению в автомобильной отрасли за 2008 год будет доступна на cайте www.pwc.com/auto с 30 марта 2009 г.
3. PricewaterhouseCoopers (www.pwc.com) предоставляет аудиторские услуги, услуги в области бизнес-консультирования, налогообложения и права компаниям разных отраслей. Наши услуги направлены на увеличение стоимости бизнеса клиентов, а также его ценности для общества в целом. Более 155 000 сотрудников в 153 странах используют свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса.
Под "PricewaterhouseCoopers" понимаются фирмы, входящие в глобальную сеть компаний PricewaterhouseCoopers International Limited, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.