Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Автомобильный рынок: утилизационный сбор в ответ на снижение пошлин». Её участники не исключают снижения продаж автомобилей в случае ухудшения макроэкономической конъюнктуры. Чтобы минимизировать риски, связанные с сжатием первичного рынка, дилерам необходимо активнее развивать направления сервисного обслуживания и продаж автомобилей с пробегом.
Возможное ухудшение экономической конъюнктуры может негативно отразиться на динамике российского авторынка, считают участники организованной «ФИНАМом» конференции. «Наши исследования показывают, что российский автомобильный рынок сильно зависит от таких факторов, как курс рубля, доходы населения (в долларовом эквиваленте), уровень процентных ставок. Если возможная вторая волна мирового кризиса приведет к падению российского рубля, то рынок новых автомобилей упадет. Если же вялотекущие кризисные явления в еврозоне (отмечу, что возможные последствия выхода из нее Греции уже отчасти минимизированы европейскими политиками) и дефицит бюджета США не отразятся на курсе российской валюты, то и с рынком будет все в порядке», - говорит директор по стратегическому развитию холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко.
Определенные негативные ожидания в дилерской среде присутствуют, отмечает эксперт инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Алексей Захаров. «Прошедший кризис оказался слишком коротким, и дилеров он мало чему научил. Подавляющее большинство из них не успело перестроиться, спрос начал расти, и вместо того чтобы продавать автомобили, дилеры вернулись к привычному “втюхиванию”. Поэтому “ежели что”, то этот урок дилерам просто придется повторить». По мнению эксперта, достаточную стабильность на отечественном авторынке может дать примерно равное распределение доходов по сегментам продаж авто, trade-in, сервиса и продаж запчастей/аксессуаров: «На западных рынках с их жесткой конкуренцией продажа новых машин вообще может быть убыточной (бесприбыльной), зато по trade-in рентабельность иногда доходит до 60%».
Мнение коллеги не разделяет главный управляющий директор розничного подразделения «РОЛЬФ» Татьяна Луковецкая, отмечающая, что кризис 2008-2009 гг. продемонстрировал дилерам важность развития направления сервисного обслуживания и продаж автомобилей с пробегом. «Признаюсь честно, что “РОЛЬФу” очень помогло то, что еще с середины 1990-х годов мы уделяли огромное значение сервисному обслуживанию как отдельному и приоритетному направлению бизнеса – в 2009 году, когда продажи новых автомобилей просели на 50%, сервис позволял оставаться стабильными», - констатирует г-жа Луковецкая. По её словам, у розничного подразделения “РОЛЬФ” сейчас порядка 60-65% прибыли приходится на сервисное обслуживание и продажи б/у автомобилей, тогда как у западных дилеров доля данного направления может достигать 80-90%. Российский рынок придет к такой же картине, резюмирует эксперт, однако продажи новых автомобилей всё равно останутся важным направлением бизнеса.
Доля продаж автомобилей с пробегом, дополнительного оборудования, услуг финансового сервиса в дилерской выручке пока невелика, но растёт, говорит г-н Терещенко: «Будет или не будет падать объем продаж новых автомобилей в результате кризиса, развивать дополнительные направления бизнеса все равно нужно – хотя бы потому, что маржинальный доход на новых авто с каждым годом снижается (ценовая политика импортеров, рост числа дилеров)».