На сегодняшний день для рынка логистических услуг Дальнего Востока характерна демпинговая политика, которую осуществляют преимущественно небольшие компании. А поскольку они не предоставляют гарантии сохранности груза и избегают любой ответственности, увеличивается вероятность того, что количество клиентов, понесших серьезные убытки из-за их деятельности, будет только расти. Более того, эта ситуация негативно сказывается на развитие всей транспортной отрасли.
Как отмечают специалисты группы транспортных компаний «Восток» (ГТК «Восток»), появление на рынке значительного количества небольших игроков пришлось на посткризисное время. Именно тогда некоторые менеджеры ушли из крупных компаний и открыли собственные. Однако отсутствие финансовых возможностей, налаженной логистической системы и собственной инфраструктуры фактически превратило новых представителей рынка в дополнительных посредников, которые ориентированы в первую очередь на себя.
В целях быстрого входа на рынок и активного охвата клиентов подобные компании установили низкие цены и начали работать с невысокой рентабельностью. Однако при первом же негативном случае с грузом маленькая логистическая организация любыми способами пытается уйти от ответственности: в том числе, например, закрывается, а потом снова возобновляет деятельность, но уже под другим юридическим названием.
С другой стороны, остальные участники рынка, чтобы не потерять клиентов, вынуждены искать пути для уменьшения цен, что в большинстве случаев делается за счет снижения объема предоставляемой услуги. В результате клиенты компаний не могут полноценно получить ту или иную услугу, а развитие всей отрасли тормозится.
«В какой-то мере, чтобы оградить потребителей от фирм, скажем так, «однодневок», которые создают вчерашние менеджеры, нужно вводить обязательную сертификацию. Таким образом, эта процедура заблокирует выход на рынок логистических услуг компаний, которые не в состоянии нести ответственность по своим обязательствам перед клиентами и негативно влияют на разыитие всего рынка», – отметил Денис Павлов, генеральный директор и совладелец ГТК «Восток».
Как известно, стоимость любой качественной услуги складывается из различных составляющих. В логистике, по словам экспертов, это затраты на содержание удобно расположенного и оборудованного склада на охраняемой асфальтируемой территории, поддержание хорошего состояния подвижного состава, предоставление клиентам первичных бухгалтерских документов, финансовое и оперативное взаимодействие с монополиями напрямую, собственные оправки. «Например, мы уже третий год представлены в Москве и самостоятельно осуществляем все поконтейнерные и сборные отправки», - отметил Денис Павлов.
Участники, придерживающиеся политики демпинга, подобных расходов не имеют, а значит, не могут предоставить своим клиентам ни гарантий, ни качественных услуг, ни высокого сервиса обслуживания. В противовес этому – серьезные компании-логисты, со своей инфраструктурой, несут большую ответственность еще и потому, что им есть что терять.